Кризис — время возможностей. Почему в России все заговорили об IPO
Активность на российском рынке IPO
В 2019 году на биржу планировали выйти более 15 российских компаний. Но к середине декабря только одна провела настоящее IPO — компания HeadHunter. На российском рынке игроки не стремились проводить листинг и раньше — предыдущее IPO состоялось в 2017 году, когда на рынок вышел «Детский мир». А последней государственной компанией, которая проводила IPO, стала АЛРОСА в 2013 году.
Поэтому развитие ситуации в 2020-м в сравнении с прошлыми годами обращает на себя внимание. После многолетнего ожидания прошло IPO «Совкомфлота». Затем последовали IPO девелопера «Самолет» и ретейлера Ozon. Заявку на первичное размещение на бирже NASDAQ подал онлайн-кинотеатр ivi. На этой неделе стало известно, что про IPO думают владельцы лесопромышленного холдинга Segezha Group, а X5 Retail Group допустила листинг своего онлайн-бизнеса в ближайшие годы.
«РБК Инвестиции» узнали у экспертов, почему российские компании начали выходить на биржу или говорить о планах листинга именно сейчас, в кризисном 2020 году.
Благоприятная ситуация на мировых рынках
«Компании всегда стараются провести IPO при максимально благоприятной конъюнктуре на мировом финансовом рынке. Цель простая и понятная: получить высокую цену, хорошую оценку компании, привлечь как можно больше денег. Парадоксально, но именно в этом году на рынках сложилась очень комфортная для инвесторов обстановка», — рассказал ведущий аналитик QBF Олег Богданов.
Несмотря на невиданный провал мировой экономики из-за пандемии, рынки ценных бумаг с апреля начали оживать, а уже летом демонстрировали новые исторические максимумы, пояснил эксперт. Причем рост продолжается до сих пор. По итогам торгов 24 ноября 2020 года индекс Dow Jones Industrial Average достиг 30 046 пунктов, впервые в своей истории превысив отметку в 30 000 пунктов.
Лавина ликвидности и падение ставок
Эксперты объясняют рост фондовых рынков попытками мировых центробанков удержать экономику от серьезного обвала в условиях пандемии. Начав проводить сверхмягкую политику, они опустили ключевые ставки до нулевых или отрицательных значений, запустили масштабные программы количественного смягчения и скупки активов.
Только США выделили на поддержку своей экономики около $3 трлн. Сейчас американские власти обсуждают дополнительный пакет помощи. В России Центробанк понизил ключевую ставку на 2 п.п., до исторического минимума 4,25%. Ставки по депозитам упали еще ниже.
«Мировая экономика серьезно пошатнулась и многие государства стали придерживаться более мягкой денежно-кредитной политики. Что в этом случае делать инвестору, который считает вклады в банках менее привлекательными? Верно — он идет на биржу и ищет более высокодоходные инструменты», — рассуждает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Павел Гаврилов.
Рост интереса к рискованным активам
Большая часть выделенного центробанками потока средств вместо экономики очутилась на финансовых рынках. Инвесторы искали доходность и новые варианты для капиталовложений. «В результате существующие компании сильно подорожали, мультипликаторы, можно сказать, выпрямились, и у инвесторов появился аппетит к риску и желание смотреть на новые истории», — рассказал «РБК Инвестициям» партнер и старший аналитик «Атона» Виктор Дима.
В какой-то момент пришел интерес к развивающимся рынкам. До пандемии наблюдалось сильное укрепление доллара, поэтому в 2018-19 годах большое количество инвесторов было сфокусировано на американском рынке. «Сейчас мы увидели небольшой разворот и возродившийся интерес к emerging markets. В этом смысле Россия находится в тренде», — аргументировал эксперт.
«Это связано с тем, что российская экономика относительно неплохо переносит кризисный период в сравнении с другими экономиками. В России не такое жесткое падение ВВП, не такие плохие показатели по смертности — в целом показатели по экономическому росту лучше по сравнению с большим количеством стран», — считает Виктор Дима.
Влияние оказывает и ослабление санкционной риторики в отношении РФ и российского бизнеса со стороны США, обращает внимание руководитель клиентского офиса QBF в городе Тюмень Игорь Чупин.
Россия уловила тенденцию
Значительно вырос интерес к фондовому рынку и в России. Уже в январе количество клиентов Мосбиржи увеличилось на 5,6% по сравнению с декабрем 2019 года, а всего в январе на площадке было зафиксировано 6,6 млн клиентов. В октябре общее количество клиентов перевалило уже за 12,5 млн человек.
«Менеджеры российских компаний уловили эту тенденцию, начали проводить IPO. Размещения стали происходить как в нашей стране, так и за рубежом. Особым спросом пользуется технологический сектор — там все мультипликаторы намного выше, чем у традиционных секторов», — заметил Олег Богданов.
Руководитель отдела инвестиционного консультирования «Тинькофф Инвестиции Премиум» Кирилл Комаров также считает, что инвестиционный климат сейчас благоприятствует размещениям. Эксперт пояснил, что благодаря большому притоку розничных инвесторов на биржу в России, компании получили дополнительный источник спроса на свои акции. Кроме того, благодаря пандемии, такие компании, как Ozon, начали развиваться ускоренными темпами. Этим они привлекли больший, чем обычно, интерес инвесторов — и потому поспешили провести размещение уже в этом году.
Сравнение с США
«Мы отстаем от своих американских коллег, наш рынок всегда был достаточно небольшим и недооцененным», — так объясняет дефицит IPO, который наблюдался в России до недавнего времени, Павел Гаврилов.
Для США рост компании до стадии IPO — это в каком-то смысле стандарт, пишет Игорь Чупин из QBF. Рядом с любым новым бизнесом, даже если он на начальной стадии осуществляется парой студентов в гараже, появляются венчурные инвесторы. Далее, как в инкубаторе, компании растут и получают финансирование в нескольких раундах, а после вывода акций на биржу венчурные инвесторы имеют максимально комфортный режим выхода из капитала благодаря продаже своих акций на рынке.
«Поэтому каждую неделю в США мы можем наблюдать в среднем от двух до четырех размещений. У нас же многие компании принадлежат узкому кругу основателей и публичный статус зачастую просто не нужен собственникам, так как при всех плюсах появляется еще и множество обязательств перед инвесторами и регулятором», — рассказал Игорь Чупин. Он считает, что после 2014 года активность российских компаний в плане IPO сильно сдерживала санкционная риторика.
По мнению Павла Гаврилова, многие российские компании просто не нуждаются в дополнительных инвестициях, обеспечивают сами себя дивидендами и продолжают саморазвиваться.
Материалы к статье