Рост ВВП Китая замедлился до минимума за девять лет. Что будет дальше?
ВВП Китайской Народной Республики (КНР) в квартале, который закончился в сентябре, вырос на 6,5% в годовом выражении. Об этом сообщило Национальное статистическое бюро Китая. Зафиксированные темпы оказались самыми низкими с первого квартала 2009 года.
Во втором квартале 2018 года экономика КНР выросла на 6,7%. Темпы роста промышленного производства Китая замедлились до 5,8% в сентябре в годовом исчислении.
Выход разочаровывающих данных совпал с выступлениями крупных чиновников КНР. Незадолго до публикации глава Народного банка Китая И Ган, глава комиссии банковского регулирования Го Шукин и руководитель Комиссии по регулированию ценных бумаг Китая Лю Шиюй сделали совместное заявление, в котором призвали инвесторов сохранять спокойствие. По их словам, недавнее падение биржи никак не связано с «фундаментально крепкой экономикой» и «стабильной финансовой системой» страны.
Сразу после публикации данных главный экономический советник председателя КНР Си Цзиньпина и вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ дал интервью государственному информационному агентству «Синьхуа» с примерно тем же посланием. «У нас нет причин сомневаться в блестящем будущем китайского экономического развития», — заявил политик. После этих выступлений биржи перестали падать и пошли в рост.
Снижение темпов роста чревато обострением проблемы долгов. Например, в отчете, опубликованном на этой неделе S&P Global оценил «теневые» долги (то есть долги, не отражающиеся в балансах) китайских правительств в провинциях в $5,8 трлн. Это примерно три четверти годового производства товаров и услуг в китайской экономике
Рост расходов на инфраструктуру — автомобильные и железные дороги, общественные пространства и административные здания — упал в этом году до рекордно низкого уровня. В первые три квартала эти расходы оказались на 3,3% ниже, чем в соответствующий период 2017 года.
Власти уже призывают частный бизнес на помощь. Для строительства 1222 объектов инфраструктуры общей стоимостью $362 млрд могут быть привлечены деньги частных компаний, сообщила Национальная комиссия развития и реформ (китайский Госплан) на этой неделе. Частные инвестиции (их доля — около 60% от общего объема) выросли на 8,8% за первые 7 месяцев 2018 года.
Сразу после кризиса 2008 года китайские власти сделали ставку на развитие потребительского спроса как на двигатель экономики. До кризиса она росла за счет массированного экспорта и огромных инвестпроектов.
Смена стратегии была удачной идеей, но и здесь, похоже, появились признаки затухания. Как отмечает агентство Bloomberg, рост сегмента торговли по отношению к результатам прошлого года снизился до 5,7% после 6% в августе.
Продажи автомобилей падают третий месяц подряд, в сентябре они уменьшились на 7,1% относительно сентября 2017 года. Это максимальное снижение с 2002 года. Существует риск, что в первый раз впервые за почти тридцать лет автомобильный рынок Китая может показать падение продаж по результатам года, пишет Wall Street Journal.
В то же время, в сентябре экспорт Китая вырос на 14,5%. Это довольно неожиданно для страны, против которой ввел импортные пошлины ее самый большой покупатель — США. Экономисты видят причину роста экспорта в увеличившемся объеме заказов от американских компаний, которые хотят получить товары до 1 января 2019 года, когда пошлины вырастут с 10% до 25%.
Аналитики не верят, что встреча Дональда Трампа и Си Цзиньпина, планируемая на конец ноября, что-то изменит. Зафиксированный скачок может обернуться резким снижением экспорта после Нового года. По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), торговая война приведет к тому, что в следующем году ВВП Китая недоберет 1,6 процентных пункта.
Китайские власти обеспокоены снижением темпов роста и предпринимают меры для ее «разогрева». К примеру, на прошлой неделе Центробанк Китая объявил о резком снижении нормы обязательного резервирования для банков. Этих монетарных мер недостаточно, считают экономисты компании Capital Economics. По их мнению, для оживления экономики властям придется снижать налоги.
С ними согласен Эсвар Прасад, профессор Корнелльского университета, который консультирует китайских чиновников, выяснил Wall Street Journal. Речь может идти о снижении НДС, говорится в публикации.
России снижение темпов китайского роста грозит снижением цен на сырьевые товары. Китай закупает энергоносители у других стран, и снижение спроса на нефть, газ и уголь со стороны КНР чревато избытком предложения и сползанием цены барреля.
Материалы к статье