Без паники. Что будет с акциями компаний, не попавших под санкции
США ввели санкции в отношении 26 россиян и связанных с ними компаний в пятницу 6 апреля. Лихорадочные распродажи в понедельник были обусловлены опасениями инвесторов о том, что в будущем под санкции может попасть любая российская компания, и это нанесет удар по всей экономике. Аналитики инвестиционных домов считают, что худшее уже произошло — США ударили по одному из крупнейших экспортеров в стране, «Русалу». В 2017 году 80% выручки компании приходилось на экспорт. В прошлом году цены на алюминий значительно выросли, экспортная выручка компании увеличилась на 20% год к году, до $8 млрд. Из-за санкций «Русал» потеряет значительную часть рынка сбыта и столкнется с проблемой обслуживания кредитов (у компании высокая долговая нагрузка), что неизбежно ударит по его операционным и финансовым показателям. Тяжесть потерь может частично нивелировать рост цен на алюминий (аналитики не исключают, что в 2018 году цены будут расти). Пострадают и компании, которые с «Русалом» тесно сотрудничают, включая Сбербанк, которому «Русал» должен $4 млрд.
В понедельник 9 апреля инвесторы продавали акции всех российских компаний. Однако для остального рынка ситуация не выглядит катастрофичной, считает аналитик инвестиционной компании «Финам» Алексей Коренев. По его мнению, в России больше нет столь уязвимых болевых точек, по которым США могли бы так же неприятно ударить в будущем. «Титан, никель они точно трогать не посмеют, будучи полностью зависимыми от наших поставок. Объемы экспорта стали в США относительно невелики и НЛМК «со товарищи» уже эти риски учли и пережили. Газовиков тоже обидеть особо не получится — Европа, в значительной мере зависящая от поставок российского газа, просто не оценит такого хода своих заокеанских союзников. На финансовый сектор существенно повлиять уже вряд ли получится — предыдущие санкции практически сделали все, что можно было сделать в этом направлении. Сельское хозяйство? Мы с Америкой тут практически не пересекаемся. А с теми из их союзников, с которыми пересекаемся, у нас не сказать, чтобы глубокие связи», — пишет он в своем обзоре.
По его мнению, удар по экспортеру алюминия — худшее, что могло произойти. «Можно, конечно, еще отключить нас от SWIFTa или попытаться ограничить экспорт прочих товаров. Но на взаимоотношения со странами АТР это вряд ли заметно повлияет», — считает он. Европа, опять же, не поприветствует такие ходы, — и без того существующий объем взаимной торговли с Европой находится на том уровне, ниже которого европейские компании уже будут нести реальные убытки.
Последовавший за обвалом на Мосбирже скачок курса доллара к рублю (валютные игроки уходят с рынка на опасениях новых санкций и их возможного влияния на экономику) приведет разве что к тому, что экспортеры получат сверхприбыль, считают аналитики инвестиционных компаний. Так, по оценкам начальника управления торговых операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгия Ващенко, если в ближайшие дни не появятся негативные для страны новости (например, о новых санкциях), рынки начнут успокаиваться. Это может произойти и раньше, если последуют мирные официальные заявления.
Кратковременный всплеск курса доллара к рублю не принесет большого вреда экономике, напротив, экспортеры получат сверхприбыль. Например, «Роснефть» могла заработать на ослаблении рубля дополнительно до 3 млрд выручки от продаж нефти. Соответственно, государство получит больше налогов.
Но длительное, более двух недель, ослабление рубля на 15% по сравнению с уровнем марта вызовет усиление инфляционных ожиданий, возможно, до 5-6% в год. После такого скачка курс вряд ли быстро вернется на прежний уровень даже при ослаблении геополитической напряженности.
Материалы к статье