С россиян начали взыскивать налоги за их долги
«ПАО «Ростелеком» информирует, что с 1 марта 2016 года в связи с изменением федерального законодательства «полученные, но не оплаченные услуги связи по истечении срока давности (от трех лет) признаются получением экономической выгоды пользователем» и оператор связи обязан направлять информацию о неоплаченных услугах связи в налоговые органы, говорится в сообщении оператора. В соответствии со статьей 41 Налогового кодекса, с полученной экономической выгоды физическим лицам необходимо заплатить подоходный налог (по ставке 13%), предупреждает клиентов «Ростелеком».
Аналогичное сообщение ранее получили клиенты «ВымпелКома» (оказывает услуги связи под брендом «Билайн»), говорится на сайте оператора. «Согласно налоговому законодательству, списание безнадежной задолженности (задолженности по полученным работам, услугам и поставленным товарам) физического лица признается его доходом и подлежит обложению НДФЛ, — подтвердили РБК и в пресс-службе «МегаФона». — Сейчас мы организуем процесс информирования физических лиц о списании их задолженности».
Как пояснил РБК представитель «Ростелекома» Валерий Костарев, до 1 марта компания направила в налоговую службу информацию о списанных в течение прошлого года долгах за услуги связи, признанных безнадежными. К таким долгам «Ростелеком» причисляет те, которые не были оплачены в течение последних трех лет. По Налоговому кодексу списание задолженности приравнивается к получению материальной выгоды, которая подлежит налогообложению. «В соответствии с изменениями в законодательстве с 2016 года «Ростелеком» как налоговый агент обязан информировать налоговую службу о факте списания такой задолженности, — говорит Костарев. — Таким образом, абоненты, задолжавшие компании в 2013 году и не погасившие долг с тех пор, теперь обязаны оплатить с нее подоходный налог».
Вступившие с 1 января 2016 года поправки в Налоговый кодекс впервые зафиксировали норму, по которой у должника возникает доход и обязанность платить с него налоги с момента списания его непогашенной безнадежной задолженности с баланса организации-кредитора. Взыскание 13% коснется всех предприятий, которые списывают безнадежные долги, в том числе банков и компаний ЖКХ, заявил РБК глава группы компаний «Налоговый щит» Владислав Брызгалин. «Списание задолженности по уплате касается вообще всех, кто связан «с прощением долгов по истечению срока давности» — это норма универсальная, общая», — отметил собеседник РБК.
Костарев не называет точное количество абонентов, задолжавших компании в 2013 году и не погасивших задолженность, как и то, какой была ее общая сумма. «Речь идет о тысячах абонентов. Как правило, сумма задолженности небольшая, до 1 тыс. руб., потому что операторы обычно перестают оказывать услуги, когда абоненты не платят. Мы понимаем, что для многих людей это может стать проблемой, поэтому проинформировали абонентов», — рассказал Костарев. В 2016 году списанная дебиторская задолженность «Ростелекома» составляла 1,2 млрд руб., говорится в отчете компании по МСФО. Этот показатель включает долги не только физических лиц, но также юрлиц и платежи, совершенные в результате мошенничества. По данным отчетности «МегаФона», дебиторская задолженность оператора (включая долги как физических, так и юридических лиц за услуги связи, торговая дебиторская задолженность и рассчеты с поставщиками) на конец 2016 года составила 2,778 млрд руб. «ВымпелКом» пока не публиковал годовые результаты по МСФО.
Как списываются безнадежные долги
В процессе списания долгов, «Ростелеком» ссылается на положение подпункта 5 пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса России, по которому датой фактического получения дохода считаются списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации. Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются долги, по которым истек установленный срок исковой давности, а также по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено из-за невозможности его исполнения (на основании акта государственного органа или ликвидации организации). Также безнадежными признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.
Как пояснил руководитель практики налоговых споров АКГ «МЭФ-Аудит» Александр Овеснов необходимость для физического лица платить подоходный налог, если его долг был списан по истечению срока давности — не нововведение. Однако раньше компании могли не сообщать о таких долгах в налоговую инспекцию, предположил он. По его словам, обычно налоговая пишет письмо по месту жительства, в котором извещает о полученной экономической выгоды и необходимости уплатить с этой суммы налог. В случае несвоевременной уплаты налога начисляется пеня. Для взыскания долга по налоговым выплатам инспекция может обратиться к службе исполнительных приставов. Если сумма долга превышает 10 тыс. руб., приставы могут принять решение об ограничении выезда должника за рубеж. «Чтобы такое случилось с пользователем мобильной связи, его безнадежный долг оператору должен составлять около 80 тыс. руб., для услуг связи большая редкость, — отмечает Овеснов. — Однако именно при такой сумме налоговой будет иметь смысл тратить усилия на взыскание». Он считает, что при небольшой сумме задолженности, налоговая вряд ли будет пытаться ее взыскивать, например, если стоимость отправки извещения будет превышать сумму долга.
По мнению руководителя налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе, практика передачи долгов столкнется с рядом препятствий, поскольку экономическую выгоду должника нужно еще доказать. «Одно то, что сотовый оператор записал лицевой счет на какой-то номер, и по паспорту он зарегистрирован на такого-то человека, не является прямым доказательством, — отмечает собеседник РБК. — У нас фирмы-однодневки тоже регистрируют на паспорта людей, которые об этом не знают. Кроме того, администрирование этого налога может оказаться дорогим. После того, как операторы связи сообщают в налоговую о должниках, налоговые органы все это должны проадминистрировать, установить конкретных физлиц (могут быть совпадения ФИО)». По его версии, этот механизм в дальнейшем может распространиться на банковскую сферу, на сферу парковок.
Материал предоставлен службой новостей РБК
Материалы к статье