Tesla откажется от скидок друзьям покупателей. Что это значит для акций
Производитель электромобилей Tesla намерен отказаться от своей программы скидок для друзей покупателей. Об этом в четверг, 17 января, в своем твиттере написал генеральный директор Tesla Илон Маск. Решение было принято в рамках курса компании на сокращение затрат.
Впервые Tesla запустила программу в 2015 году, стремясь привлечь новых покупателей электромобилей, которые получали различные бонусы. В своем нынешнем виде реферальная программа предоставляет тем, кто купил машину по рекомендации друга, полгода бесплатного доступа к зарядке Supercharger. Условием является покупка нового электромобиля Model S, Model X или Model 3.
Текущая программа продлится до конца месяца, а не до 11 марта, как предполагалось ранее. В дальнейшем компания не планирует запуск подобных программ. Применение программы значительно увеличивает стоимость электромобилей, в особенности Model 3, обосновал неожиданное для клиентов завершение программы Илон Маск
В последнее время производитель электромобилей предпринял ряд шагов по сокращению затрат, стремясь нарастить маржу и увеличить прибыльность компании. В конце прошлого месяца Tesla понизила цены на Model 3 в Китае, а на этой неделе сняла с продажи самые дешевые варианты моделей седана Model S и внедорожника Model X.
В пятницу, 18 января, стало известно, что Tesla сокращает число сотрудников на 7%. «Компании просто необходимо провести сокращения, одновременно увеличив объемы производства Model 3 и сделав множество технических усовершенствований на производстве в ближайшие месяцы», — процитировал The Wall Street Journal служебную записку, разосланную Маском свои сотрудникам.
«В четвертом квартале 2018 года Tesla увеличила производство почти на 8%, выпустив 86,5 тыс. машин по сравнению с 80,142 тыс. в третьем квартале. Впрочем, сейчас компания особое внимание справедливо уделяет не столько количественным, сколько качественным финансовым показателям», — обратил внимание ведущий аналитик TeleTrade Марк Гойхман.
За свою пятнадцатилетнюю историю, с июля 2003 года по 2018 год, Tesla сумела получить квартальную прибыль лишь один раз — в июле-сентябре 2016 года. В апреле 2018 года Маск пообещал, что вновь сделает компанию прибыльной. Результаты Tesla говорят о том, что компании удается выполнять обещания. В третьем квартале минувшего года компания вновь показала квартальную прибыль.
В третьем квартале 2018 года чистая прибыль компании составила $311 млн, или $1,75 на акцию. Это значительный шаг вперед по сравнению с предыдущим годом, когда Tesla понесла колоссальный убыток в $619,4 или $3,7 на акцию.
Илон Маск предупредил, что в четвертом квартале компания не сможет показать столь же хороший результат по прибыли, что и кварталом ранее. Перед Tesla стоит сложная задача «сделать наши автомобили, батареи и продукты, работающие от солнечной энергии, конкурентными по цене в сравнении с продуктами, работающими на углеводородах», заявил Маск. Он добавил, что продукты компании «для большинства людей все еще слишком дороги». Известие негативно повлияло на динамику акций Tesla: перед открытием торгов они обрушились на 7%.
«Реферальная программа является одним из каналов продаж по поставке новых клиентов. Оценивая эффективность каждого канала, компания анализирует расходы и полученную отдачу. Данный шаг демонстрирует, что в текущей точке для Tesla реферальная программа становится нагрузкой. Компания оптимизирует продажи для повышения эффективности», — считает инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин.
«Для компании сейчас в приоритете снижение издержек, даже если это может уменьшить возможности продвижения продукции. Этим продиктовано и сворачивание реферальной программы, работавшей с 2015 года. Отказ от программы после трех лет «раскрутки» продаж, вероятно, уже не скажется на них кардинально негативно. А экономия может оказаться существенной», — согласился с коллегой Гойхман.
«Отказ от реферальной программы с целью снижения расходов вполне целесообразен, — поддержал позитивный настрой эксперт «Международного финансового центра» Гайдар Гасанов. — Этот шаг не является отрицательным сигналом для инвесторов и владельцев акций компании, поскольку речь идет о сокращении расходов и увеличении прибыли компании. Продукт компании довольно уникален и приверженцы данного типа электромобилей не откажутся от покупок продукта Tesla из-за отмены бонусов или чего-либо подобного».
По мнению ведущего экономиста компании «ФинИст» Дениса Лисицына, котировки Tesla будут расти, так как компания только набирает обороты и с каждым годом финансовые показатели улучшаются. О стабильном развитии Tesla говорит высокая популярность компании, которая в 2018 году показала рекордный объем продаж.
Консенсус Refinitiv рекомендует держать акции Tesla. Аналитики полагают, что в ближайшие 12 месяцев бумаги производителя электромобилей подорожают на 4,12%, до $336,32 за штуку. Из всех аналитиков, участвующих в консенсусе, лишь 11 человек советуют держать акции. Еще десять рекомендуют покупать и столько же продавать.
Материалы к статье