Биржи вернулись в современную России меньше 30 лет назад — в девяностых. В Советском Союзе слово «биржа» вспоминали только в новостях о капиталистическом мире и в учебниках истории. Но перестройка экономической системы привела к переходу к рыночной системе. А это спровоцировало возрождение биржи — одного из важнейших компонентов рынка.
Российские биржи девяностых годов мало похожи на современные четкие и упорядоченные площадки. А их количество превышало все разумные пределы. РБК Quote собрал самые необычные факты о российском рынке тридцатилетней давности.
В конце восьмидесятых СССР начал переформатировать экономику под рыночные отношения. Это закономерно породило потребность в биржах — и они стали появляться невероятными темпами. Возрождение рынка началось с создания предпринимателем Константином Боровым Российской товарно-сырьевой биржи (РТСБ) в апреле 1990-го. Спустя месяц появилась Московская товарная биржа (МТБ).
Работа РТСБ в период с апреля по октябрь 1990 года сейчас выглядит оригинально. Биржа сначала принимала заявки на куплю-продажу или обмен товаров. Затем — после того, как заявок набиралось достаточно много — назначала торги. Об этом площадка сообщала потенциальным контрагентам. Сами торги велись в здании Политехнического музея, а сделки вообще никак не регистрировались.
После постановления Совета министров РСФСР «О деятельности товарной биржи в РСФСР» в конце 1990-го и утверждения правил регистрации бирж начался настоящий биржевой бум. По всей стране открылось около 800 площадок, а к середине 90-х их число достигло 1700.
Позднесоветские биржи нельзя было назвать полноценными биржами. Они размещались в самых неожиданных местах: зданиях НИИ, заводских корпусах, павильонах ВДНХ и даже частных квартирах. Вечером после торгов на бирже могли организовать дискотеку.
Торги на большинстве площадок были нерегулярными: кое-где даже не было фиксированного расписания работы. Торговали практически всем, в том числе и небиржевыми товарами, а какие-то специализированные секции отсутствовали. Иногда на таких площадках не было котировок. По сути, большинство бирж того времени были ярмарками с функциями посредников.
Неконтролируемое появление все новых бирж остановило лишь появление закона «О товарных биржах и биржевой деятельности» в марте 1992 года. После создания полноценного правового фундамента и разработки правил торгов биржи постепенно стали приобретать современный вид.
Организаторы бирж начала девяностых видели в этом средство обогащения, пользуясь положением на рынке и инсайдерской информацией. Понятие «конфликт интересов» тогда не пользовалось популярностью: фактически создатели бирж использовали площадки как собственный торговый дом. Тем более что Первое Временное положение о товарных биржах позволяло распределять прибыль среди учредителей.
Иногда сорвать джекпот было совсем несложно: достаточно стать в чем-то первым. Самый яркий пример — товарная биржа «Алиса». Ее основал бизнесмен Герман Стерлигов в 1990 году, это была одна из первых площадок перестроечного времени.
Предприниматель занял у своего партнера — владельца банка «Столичный» Александра Смоленского — два миллиона рублей, которые потратил на рекламу. В ролике для телевидения площадку продвигала зевающая собака Стерлигова по кличке Алиса, в честь которой биржу и назвали.
«Я истратил все деньги, — приводятся слова Стерлигова в книге Игоря Прокопенко «Блеск и нищета 90-х». — Помню, сидел мой брат и говорил: «Герман, нас же всех посадят: мы же угрохали такие деньги на такую рекламу». А со следующего дня мы начали зарабатывать примерно по 6 млн руб. в день. То есть отдали эти два миллиона и уже перестали считать. У нас были комнаты просто забиты сумками с деньгами крупными купюрами».
На «Алисе» проводились обычные бартерные сделки: продавец и покупатель платили за место и обменивались товарами. На этом Стерлигов и сделал свое состояние. Плата за одно место в начале работы биржи составляла ₽300 тыс.
В условиях слабой конкуренции в течение года стоимость выросла до ₽3,5 млн. Герману удалось даже открыть офис на Уолл-стрит. По словам Стерлигова, на «Алисе» он заработал около $200-250 млн.
«Да я на бирже ничего вообще не делаю! Пришел продавец, который купил у меня брокерское место, пришел покупатель. Они могли встретиться где угодно: в каком-нибудь баре, в ресторане, в туалете. Но они встретились у меня и настолько счастливы, что продали или купили кирпич или цемент, что тут же пишут благодарности», — охарактеризовал Стерлигов свою работу в книге еще одного знаменитого бизнесмена девяностых Артема Тарасова «Миллионер».
«Алиса» просуществовала недолго: с появлением конкурентов в 1991 году ее обороты упали, а затем биржа рухнула. Впоследствии Стерлигов пытался сделать карьеру в политике, но не преуспел. Сейчас он занимается сельским хозяйством в Подмосковье.
Россияне начала девяностых не отличались достаточной финансовой грамотностью. Разумеется, этим пользовались различные недобросовестные дельцы. Например, на биржах активно торговались «ценные бумаги» финансовых пирамид, в частности — билеты знаменитой МММ Сергея Мавроди. Хотя их часто называли «полиграфической продукцией», реклама, обещавшая вкладчикам до 1000% годовых, делала свое дело.
Бумаги МММ были ничем не обеспечены, торговались нерегулярно, курс их купли-продажи скакал вверх-вниз, но жажда легкой наживы заставляла людей их скупать. Иногда — на последние деньги. Торговля билетами МММ обеспечивала около астрономические 40% прибыли всех бирж России вплоть до обрушения пирамиды в 1994-м.
Существовали и целые биржи, занимающиеся сомнительными делами. Яркий пример — тюменско-московская биржа «Гермес», на которой обращались бумаги различных финансовых пирамид, вроде «Олби-Дипломат». Помимо денег в них можно было вложить ваучер.
Работала она так: в здании было два помещения. Первое — «биржа», где было электронное табло с котировками и ведущий, а расчеты осуществлялись за наличные. Там же были мини-офисы инвестиционных компаний, зарегистрированных в Ингушетии. Этот регион выбрали с целью налоговой оптимизации.
Второе — помещение со столами, за которыми сидели красивые девушки. Они вели торговлю ваучерами и акциями с обычными гражданами. Здесь цена покупки акций была в 2-3 раза ниже, а продажи — в 2-3 раза выше, чем в соседнем помещении. Многие неопытные «инвесторы» попадали к этим девушкам и не доходили до собственно «биржи».
По сравнению с товарными биржами количество фондовых площадок оставалось сравнительно небольшим. По данным Минфина, к концу 1992 года в России насчитывалось 22 фондовые биржи. В 1995 году их стало 60 — это 40% от числа фондовых площадок во всем мире на тот момент. Для примера, в Японии и Германии тогда было по 8 фондовых бирж, а в США и Японии — по 7.
Во времена Российской Империи главным рынком страны был Санкт-Петербург, в короткий период НЭПа торговля сконцентрировалась в Москве. В девяностых центром биржевой торговли снова стала столица. На нее приходилось около 90% от всего объема фондового рынка.
В 1992 году появилась Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), впоследствии ставшая главным фондовым рынком страны. Она же стала первой компьютерной биржей в стране. На ММВБ использовалась торгово-депозитарная система с подключенными удаленными терминалами. В регионах ценными бумагами торговали в основном в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Новосибирске.
Материалы к статье