«Магнит» подешевел и утянул за собой конкурентов. Пора продавать акции?
Потребительский сектор показал худшую динамику на торгах на Московской бирже. Котировки обыкновенных акций второго по выручке продовольственного ретейлера «Магнит», накануне опустившиеся на 4,6% после презентации долгосрочной стратегии развития ускорили снижение до 5,1%.
План торговой сети по агрессивному наращиванию доли рынка встревожили инвесторов в бумаги конкурентов — торговой сети «Лента» и компании X5 Retail Group, которая объединяет супермаркеты «Пятерочка», «Карусель» и «Перекресток». Американские депозитарные расписки X5 к 14:00 мск дешевели на 6,7%, до 1,5 тыс. руб. за бумагу, расписки «Ленты» — на 2,4%.
Продажи акций «Магнита» ускорились после того, как 26 сентября руководство компании представило стратегию развития торговой сети на ближайшие пять лет. У компании грандиозные планы: занять 15% рынка (сейчас «Магнит» занимает 9%), отказаться от формата гипермаркетов, сделать ставку на формат «у дома» и аптечно-косметические магазины, обновить ассортимент, а также ввести программу лояльности.
Инвесторы и аналитики задаются вопросом, как ретейлер рассчитывает обеспечить столь быстрые темпы роста без ущерба для рентабельности. Вопросы вызвала и возможная покупка фармацевтического дистрибьютера «СИА Фарм» в рамках развития аптечной сети. Ранее миноритарные акционеры ставили под сомнение целесообразность сделки и просили компанию изучить другие возможности развития.
По мнению аналитика «Атона» Виктора Димы, реакция инвесторов оказалась эмоциональной и временной, тогда как планы «Магнита» выглядят логично. «9-10% — это невысокая доля для крупного ретейлера на российском рынке. Она должна расти, — считает Дима. — Замедление или остановка роста грозит потерей привлекательных условий от поставщиков, невозможностью выстоять перед сильными конкурентами, снижением маржинальности».
«Исторически «Магнит» показывал высокие темпы роста маржинальности именно в период активного роста, — продолжил аналитик «Атона». — Покупка «СИА Групп», на мой взгляд, выглядит логичной и соответствующей стратегии, так как «Магнит» нуждается в налаживании логистики в рамках развития аптек». Выполнение стратегии не приведет к значительному росту капитальных расходов, тогда как рост операционных расходов компания будет сдерживать за счет цифровизации, предположил Виктор Дима.
Аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин более пессимистичен. В условиях стагнирующего рынка и снижения общего уровня наценки, из-за стремления домохозяйств к экономии новые магазины будут приносить меньше маржи, так как будут делить трафик с конкурентами. В долгосрочной перспективе инвестиции в наращивание доли рынка позволят заметно экономить на масштабах (логистика, расходы на маркетинг, скидки у поставщиков и так далее), но в среднесрочной перспективе в новых магазинах будет низкий покупательский поток, убежден аналитик.
Кроме того, у «Магнита» могут возникнуть проблемы с поиском локаций. С похожей проблемой когда-то столкнулся ретейлер «Дикси» в ходе агрессивного роста (впоследствии компания провела делистинг). Плюс ко всему, добавляет Нигматуллин, инвесторы хотели бы дождаться улучшения текущего предложения в магазинах, чтобы понимать, что обновленные магазины пользуются спросом, дают компании преимущество и позволят ей увеличить рентабельность инвестиций в капитал. «Сейчас есть лишь обещания поиска точек роста, обещания экспериментировать с новыми форматами, а реального продукта, который можно было бы тиражировать, сейчас нет. Есть лишь ухудшающиеся показатели у магазинов у дома. У компании слишком низкая выручка на квадратный метр. Возможно, в будущем она вырастет, а возможно, и нет», — заявил Нигматуллин.
Бумаги X5 Retail Group и «Ленты» останутся под угрозой по мере того, как «Магнит» будет постепенно возвращать часть клиентов. Речь идет о покупателях, ранее ушедших к конкурентам из-за неудобного формата магазинов и не совсем адекватного предложения по ассортименту, считает профильный аналитик инвестиционной компании «Атон» Виктор Дима.
Рынок продуктового ритейла сейчас довольно слабый из-за экономности покупателей и высокой конкуренции, сходятся во мнении аналитики инвесткомпаний, опрошенные РБК Quote.
Эксперты «Финама» и «Атона» не дают рекомендаций по бумагам «Магнита» — они поставили рекомендации на пересмотр. С их точки зрения, положительный эффект от стратегии проявится лишь в долгосрочной перспективе. Аналитик «Финама» Наталья Малых считает акции ретейлера непривлекательными для средне- и долгосрочных инвесторов — в том числе в связи с тем, что текущие мультипликаторы не предполагают хорошей компенсации за риск снижения маржи.
Тимур Нигматуллин из «Открытие Брокер» не рекомендует вкладываться в бумаги продовольственных ретейлеров, все более активно конкурирующих между собой на примере «Магнита» и X5. Перспектива органического роста доли «Магнита» будет давить на X5 (у них схожая структура бизнеса: арендные площади, магазины «у дома» и так далее) и, как следствие, существует риск давления на маржу.
С другой стороны, на обе компании может оказать неоднозначное влияние недавняя смена топ-менеджеров. Результаты работы новых комманд менеджеров, с точки зрения Нигматуллина, будут видны в лучшем случае через несколько кварталов.
Материалы к статье