России предсказали бурный рост интернет-торговли. Как на этом заработать
Совокупный объем онлайн-покупок в России вырастет почти в три раза к 2024 году и достигнет уровня в 3,5 трлн руб. Такой вывод содержится в исследовании американского банка Morgan Stenley.
Сейчас рынок электронной торговли в России быстро растет: по итогам 2017 года Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) оценивала его объем в 1,04 трлн руб. По данным Morgan Stanley, по итогам 2018 года суммарная стоимость покупок в интернете вырастет на 30% и достигнет отметки в 1,3 трлн руб.
Morgan Stanley приводит несколько факторов, которые будут способствовать дальнейшему росту. Во-первых, в банке считают недостаточным уровень инвестиций в российский рынок онлайн-торговли. За последние десять лет в этот сегмент вложили около $800 млн, что не превышает 1% от общего объема инвестиций. В ближайшие годы объем инвестиций в интернет-торговлю может превысить $1 млрд, утверждает Morgan Stanley.
Во-вторых, существует прямая связь между временем, которое потребитель проводит в интернете в целом, и готовностью человека совершать покупки онлайн, уверены авторы исследования. В России проникновение интернета (80%) и смартфонов (66%) находится на высоком уровне, что должно обеспечить увеличение количества покупок в интернете, следует из отчета.
Наконец, уже сейчас на покупки в зарубежных онлайн-магазинах жители России тратят значительные суммы — на такие расходы в 2017 году пришлось 36% всего рынка онлайн-ретейла в России, написано в материалах Morgan Stanley. В денежном эквиваленте это 374 млрд руб.
По версии Morgan Stanley, лидерами на рынке онлайн-торговли в России станут совместные предприятия, созданные с участием крупнейших отечественных интернет-компаний — «Яндекса» и Mail.Ru Group. Известно о планах по созданию своего «маркетплейса» (платформы электронной торговли) стоимостью 60 млрд руб. на базе «Яндекс.Маркета». В свою очередь, Mail.ru Group примет участие в совместном предприятии (СП) с китайским гигантом Alibaba и «Мегафоном».
Преимущество СП «Яндекса» и Сбербанка — клиентская база обеих компаний. Сбербанком пользуется 70% населения России, доля «Яндекса» в интернет-сегменте тоже велика. У совместного проекта будет возможность задействовать большое количество отделений Сбербанка по всей стране в качестве пункта выдачи заказов.
Среди преимуществ СП Mail.ru и Alibaba называют опыт последней в интернет-торговле (Aliexpress — одна из крупнейших мировых площадок для онлайн-покупок) и не менее обширная база клиентов. Mail.Ru Group имеет доступ более чем к 90% населения России через свои соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники», отмечают в Мorgan Stanley.
Компании, которая намерена занять лидирующие позиции, имеет смысл объединить усилия с X5 Retail Group (супермаркеты «Перекресток», «Карусель», «Пятерочка»), «Магнитом» и «Лентой», полагают эксперты. Торговые точки могут стать потенциальными точками выдачи покупок, сделанных через интернет. В настоящий момент в некоторых магазинах по договоренностями с разными службами доставки уже функционируют пункты выдачи онлайн-заказов.
В ближайшие несколько лет СП будет приносить убытки «Яндексу», а сделка между Mail.ru и Alibaba еще не завершена, предупреждают эксперты. Поэтому пока в Morgan Stanley снизили целевую цену по акциям «Яндекса» с $44 до $37 за штуку. На момент написания заметки акции торгуются на уровне $33.
Текущая оценка акций Alibaba, «Яндекса» и X5 Retail Group предполагает рост акций всех трех компаний. Согласно консенсус-рекомендации аналитиков от Thomson Reuters, все три бумаги можно покупать. При этом потенциал роста акций Alibaba — около 40%, а «Яндекс» может стать дороже почти на 30%, прогнозируют эксперты. Целевая цена акций X5 Retail превышает текущую на 60%.
Материалы к статье