Как научиться жадности? Руководство от «большого хобота» с Уолл-стрит
Название: «Покер лжецов»
Автор: Майкл Льюис
Издательство: «Олимп-бизнес», 2017
На протяжении последних 30 лет «Покер лжецов» рекомендуют в числе первых для прочтения неофитам, которые хотят понять, как устроен мир инвестиций. Иными словами, это обязательное чтение для новичка.
Специально для тех, кто пропустил эту рецензию, впервые опубликованную 20 июля 2018 года, мы решили повторно разместить материал о знаменитой книге на РБК Quote.
Майкл Льюис — мальчик из хорошей семьи. Он окончил Принстон и очень хотел стать историком искусства. Но быстро понял, что богатых историков искусства в природе не существует — и доучился в Лондонской школе экономики, пройдя там курс экономики.
Льюис не прогадал. Через пять лет он написал свою первую книгу — «Покер лжецов». Она быстро разошлась большими тиражами и обеспечила автору громкое имя. Сегодня в активе Майкла Льюиса уже 16 книг.
К написанию «Покера лжецов» автор готовился долго. Для этого понадобилось четыре года проработать продавцом облигаций в лондонском офисе Salomon Brothers. Сейчас этой компании не существует — она стала частью Citibank — но во время написания «Покера лжецов» была крупной и известной организацией.
Основной ударной силой инвестбанков были «продажники» — люди, которые умели извлекать из телефонов миллионы, побуждая клиентов совершать сделки. Именно за это они сами себе присвоили почетное звание «больших вертлявых хоботов». В английском варианте это звучит как big swinging dicks.
В книге описана работа Льюиса в компании, а также история самой Salomon Brothers через судьбу двух харизматичных боссов — Льюиса Раньери и Джона Гутфренда. Эти два человека фактически создали рынок ипотечных облигаций и научились на нем зарабатывать.
Книгу называют полуавтобиографической, так как Майкл Льюис на документальность излагаемого не претендовал. Но большинство сцен реальны или по прошествию времени стали такими восприниматься. В 2013 году Business Insider насчитал 18 классических сцен, которые разошлись на многочисленные цитаты, мемы и иллюстрации быта инвестбанкиров.
Знаменитые байки про спящих в туалетах и на столах юных аналитиков, которые вынуждены доказывать свою полезность компании, показывая чудеса сверхпроизводительности, первый раз появилась именно в книге Льюиса. Такого же рода истории уже в 1990-х и позже ходили уже про российские инвестбанки «Ренессанс» и «Тройка Диалог».
Льюис был не единственным, кто освещал инвестиционное сообщество изнутри. Гордон Гекко из фильма «Уолл-стрит» Оливер Стоуна 1987 года, Шерман МакКой из «Костров амбиций» Тома Вулфа того же года, Генри Кравис из «Варваров у ворот» Брайана Бурроу и Джона Хельяра 1989 года, Айвэн Боски и Майкл Милкен из «Шайки воров» журналиста Джеймса Стюарта 1992 года — вот тогдашнее лицо Уолл-стрит для остального мира. Даже из названий видно, что лицо не было привлекательным.
«Покер лжецов» отличается от большинства этих книг добрым настроем. Сравниться с ним в этом может разве что «Красотка» со специалистом по LBO-сделкам («купить машину и продать по запчастям») в исполнении Ричарда Гира.
Конечно, у Льюиса почти все персонажи циничны — зато молоды и веселы. Да, алчны, но «жадность это хорошо», ведь это игра. Льюис сам называет свою книгу комедией.
И кстати, покер лжецов — это всего лишь игра с двумя купюрами доллара, в которой игрок должен хорошо разбираться в теории вероятностей, быстро считать исходы и владеть искусством блефа. Все безобидно.
Единственный выживший гигант из той жизни, Goldman Sachs, уже давно не циничное партнерство, а благообразное ОАО и ищет доходов на ниве коммерческого банкинга и управления активами. На торговле облигациями Goldman Sachs потерял $20 млрд от уровня 2009 года. Уолл-стрит уже не та. Значительную часть своего романтического цинизма она потеряла. Но покер лжецов остался.
Материалы к статье