В Китае начался бум на рынке лекарств. Как на этом заработать?
Американские и европейские фармацевтические гиганты долго игнорировали китайский рынок из-за его зарегулированности и бюрократии. Из-за этого сейчас на рынке основную долю занимают местные игроки, а также небольшие компании. Но скоро все изменится. Требования к лекарствам ослабили, и в Китае начался бум фармацевтических компаний.
Правительство Китая упростило процесс вывода новых лекарств на рынок. В прошлом году страна отказалась от требования повторных клинических испытаний лекарств в стране для препаратов, которые уже одобрены на внутреннем рынке зарубежной компании.
Правительство также упростило путь на фондовой рынок страны для биотехнологических стартапов, которые могут собрать деньги для финансирования исследований новых методов лечения. Для опытных игроков отрасли здравоохранения эти изменения открыли возможность получить прибыль на некогда недоступном рынке.
Среди крупных производителей нашлись те, кто активнее других вкладывается в развитие китайского направления. Это Pfizer, Eli Lilly и Johnson & Johnson.
Руководители фармацевтических компаний давно жаловались на медленный процесс получения разрешения на продажу лекарств на рынке в Китае и законодательными препятствиями. Однако крупнейшие мировые фармацевтические компании активно искали способы внедрения на рынок Китая. Они инвестировали в китайские предприятия, заключали лицензионные сделки и создавали совместные предприятия для того, чтобы войти в контакт с правительством и местными регулирующими органами.
Для Johnson & Johnson Китай является вторым по величине рынком компании после США. Johnson & Johnson открыла лабораторию в Шанхае в 2012 году, работая над лекарствами от гепатита В. Хотя гепатит С чаще встречался в США, гепатит В являлся эндемическим в Китае. Из 350 млн человек, инфицированных вирусом гепатита B (HBV), одна треть проживала в Китае.
Китай входит в тройку ведущих национальных рынков и для Pfizer. На долю Китая приходится 7% годовой выручки 2017 года (6% годом ранее). На долю США — 50%, Японии — 8%.
В 2015 году Pfizer закрыла свой бизнес по производству вакцин в КНР после того, как компании не продлили лицензию на самую продаваемую вакцину Prevenar. В 2016 году Pfizer сообщила о намерении инвестировать $350 млн в строительство биотехнологического центра в Китае. Проект может способствовать более быстрому одобрению препаратов в стране. Окончание строительства запланировано на этот год.
Eli Lilly и китайская компания Innovent Biologics в марте 2015 года объявили о стратегическом альянсе для тестирования в Китае препарата на основе моноклонируемых антител для направленного воздействия на белок CD-20 (monoclonal antibody targeting protein CD-20) при лечении онкологических заболеваний. Eli Lilly вложила в альянс $56 млн.
По данным Reuters, общий объем расходов на здравоохранение в Китае достигнет к 2020 году $1,3 трлн. Четыре года назад рост рынка лекарств замедлился с 20% до нескольких процентов, поскольку брендовые дженерики потеряли свою привлекательность — Китай начал проводить кампанию по уменьшению цен на лекарственные препараты.
Фармпроизводители снижали цены на свои препараты в обмен на участие в госпрограммах. Снижение цен на лекарства снизило среднюю рентабельность китайских фармацевтов, а крупные изготовители лекраств продолжают получать выгоду из-за эффекта масштаба и лучшей эффективности работы.
Для крупных производителей рынок Китая остается перспективным, так как продажи фармацевтических препаратов через больницы и розничные аптеки могут вырасти в среднесрочной перспективе. Это произойдет из-за повышения спроса со стороны пожилого населения, продолжающейся урбанизации, роста располагаемого дохода, расширения медицинского страхования и улучшения доступа населения к медицинскому обслуживанию и услугам.
К тому же, доверие населения к иностранным фармацевтическим препаратам намного выше, чем к продукции китайских компаний после внутренних скандалов из-за качества лекарств.
Материалы к статье