России грозят миллиардные убытки из-за мазута. Как отреагируют нефтяники
С 2020 года заправлять суда можно будет только мазутом с содержанием серы не более 0,5% — таковы новые правила Международной морской организацией при ООН (IMO). В настоящее время порог находится на уровне 3,5%.
По мнению аналитиков, опрошенных Bloomberg, российские нефтеперерабатывающие предприятия, производящие мазут, не смогут подготовить инфраструктуру к таким изменениям. В настоящее время мазут, соответствующий будущим требованиям, в России не производят вообще.
Мазут считается самым грязным и самым дешевым видом ископаемого топлива, которое получают из нефти. Его используют в тепловых электростанциях и корабельных двигателях. Мазут занимает существенную долю российского экспорта; это важный источник дохода для нефтяных компаний и российского бюджета.
За прошлый год российские компании экспортировали мазут на $9 млрд, подсчитал Bloomberg. По оценкам инвестбанка Wood & Co. Financial Services AS, в 2020 году выручка от экспорта мазута из-за новых правил может сократиться на $3,5 млрд. У компаний, которые занимаются мазутом, есть риск потери около 40% доходов от этого направления бизнеса.
Российская нефть в большинстве своем содержит около 2,5% серы. Это значит, что производители вынуждены будут значительно сократить эту долю, иначе их ждут дополнительные расходы, в том числе на установку очистительных устройств, рассуждает аналитик инвестиционной компании «Алор Брокер» Екатерина Конюхова.
«Новые стандарты — не сюрприз для российских компаний. Подготовка уже ведется. Российские нефтепереработчики держат курс на снижение доли выпуска мазута. Определенные потери из-за снижения продаж мазута будут иметь место, но эти цифры в общей доле выручки российских компаний не так критичны», — считает аналитик «БКС Брокер» Игорь Галактионов.
Экспорт мазута из России снижается на протяжении последних лет, и эта тенденция будет продолжаться, уверены в «БКС Брокер».
«Мы считаем, что прогнозы Bloomberg правдоподобны, хотя когда мы говорим о потерях, мы в первую очередь имеем в виду лидера отрасли — «Роснефть», — рассуждает аналитик инвестиционной компании «Алор Брокер» Екатерина Конюхова. — На «Роснефть» приходится более 36% всей добычи, в мощностях по переработке это больше 77,5 млн тонн. При этом наибольший удар примет на себя «дочка» компании «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (РНК), которая перерабатывает около 18,8 млн тонн нефти в год».
Меньше пострадает Саратовский НПЗ: на это предприятие приходится 7 млн тонн в год — не самая высокая загрузка по сравнению с другими предприятиями «Роснефти», указала аналитик. Доля мазута у Саратовского нефтеперерабатывающего завода, согласно данным за 2017 год, не превышает 45% от общего объема производства.
Изменение правил отправки судов прежде всего негативно для нефтеперерабатывающих предприятий с низкой глубиной переработки сырья. То есть компаний, не являющихся классическими вертикально-интегрированными нефтяными компаниям (ВИНК). Таким образом, это не окажет существенного влияния на крупнейшие нефтедобывающие компании, имеющие диверсифицированные направления бизнеса, считает аналитик «Фридом Финанс» Василий Безуглов.
Однако у маленьких компаний, фокусирующихся на нефтепереработке на старой инфраструктуре, нововведение снизит рентабельность. Более крупные игроки рынка изменения затронут не столь существенно.
«С учетом роста спроса на «чистое сырье», пострадают и остальные компании, но значительно меньше. Так, например, «Русснефть», которая входит в десятку ведущих производителей, обрабатывает всего 8,8 млн тонн, это сравнимо с мощностью одного НПЗ «Роснефти». Поэтому и расходы компании в связи с новыми правилами будут не столь существенными», — считает Конюхова.
Кроме того, «Русснефть» ожидает существенной модернизации на краснодарском НПЗ до 2019 года, что позволит существенно увеличить глубину переработки нефти с текущих 74,1%, указал Безуглов.
«Саратовский НПЗ принадлежит «Роснефти», и даже если к данному сроку компании не удастся изменить глубину переработки нефти на данном НПЗ, не исключено, что последнюю фракцию нефти можно будет направить на более современные заводы или использовать по другому назначению», — заключил представитель «Фридом Финанс».
Акционеры «Роснефти» чувствуют себя уверенно. С начала года ценные бумаги компании прибавили в цене более 40%. Кроме того, в начале октября нефтяная компания объявила о выплате промежуточных дивидендов за первое полугодие 2018 года общим объемом в 50% прибыли по МСФО. Подавляющее большинство аналитиков считает, что акции «Роснефти» следует покупать.
Акции Саратовского НПЗ и «Русснефти» не отличаются высокой ликвидностью. Бизнес первого предприятия достаточно надежен, а финансовые результаты — стабильны. Однако низколиквидные обыкновенные акции завода с начала года потеряли четверть цены. По привилегированным же акциям инвесторы могут расчитывать, по крайней мере, на стабильные дивидендные выплаты.
При этом завод «Роснефти» в Саратове — предприятие довольно старое, и по этой причине требует постоянных вливаний в обновление основных фондов и производственных мощностей, отмечал ранее эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский. Это значит, что в обозримом будущем Саратовский НПЗ вряд ли будет в состоянии выплачивать высокие дивиденды, предупредил аналитик.
Ценные бумаги «Русснефти» — довольно рискованный вариант для инвестиций. С начала года по настоящий момент эти акции потеряли в цене 7%. Несмотря на рост нефтяных котировок и ослабление рубля эксперты по-прежнему негативно смотрят на акции «Русснефти». Тем не менее аналитики Райффайзенбанка подняли рейтинг этих акций с «продавать» до «сокращать долю в портфеле». При этом дивиденды «Русснефть» выплачивает только по привилегированным акциям, которые пока не торгуются на МосБирже и находятся в распоряжении ограниченного круга акционеров.
Материалы к статье