В «Шереметьеве» сгорел самолет, но акции завода не отреагировали. Почему?
В воскресенье, 5 мая, в аэропорту «Шереметьево» сгорел российский самолет Superjet 100-95 авиакомпании «Аэрофлот». Во время посадки лайнер ударился о посадочную полосу и загорелся. По данным Следственного комитета погиб 41 человек.
Рейс совершался на самолете, разработкой которого занимается акционерное общество «Гражданские самолеты Сухого», сформированное Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК). Сразу после открытия торгов на Московской бирже акции «Аэрофлота» подешевели. Котировки ОАК не отреагировали. По просьбе РБК Quote аналитики объяснили, как акции Объединенной авиастроительной корпорации избежали обвала.
К концу понедельника бумаги ОАК потеряли менее 1%. Слабо выраженная динамика связана с тем, что Следственный комитет пока не выяснил причины произошедшего. Кроме того, ценные бумаги ОАК сложно быстро продать по цене, близкой к рыночной. Так считают аналитики компаний «Фридом Финанс», «БКС Премьер» и «Алго Капитал».
«Пока нет окончательной ясности, насколько в аварии повинны конструкционные особенности самолета, а в какой — другие причины, — заявил эксперт БКС Сергей Суверов. — К тому же акции ОАК низколиквидны, в них небольшая доля иностранцев, чтобы чутко реагировать на события».
По словам опрошенных аналитиков, в течение двух последних месяцев акции ОАК были неинтересны инвесторам и спекулянтам, а стимулы для покупки или продажи отсутствуют.
Комментируя аварию, аналитики компании «Алго Капитал» отметили, что для «Суперджетов» давно характерны длительные простои по техническим причинам. По их мнению, катастрофа 5 мая способна серьезно ударить по имиджу российских самолетов и технологичной продукции в целом.
«Проблема выходит за рамки конкретной модели, — полагает старший риск-менеджер «Алго Капитала» Виталий Манжос. — Она носит более серьезный системный характер. Для смежной аэрокосмической и ракетной отраслей также стали характерными участившиеся аварии. Речь идет о необходимости восстановления пострадавшей культуры производства технически сложных изделий и их комплектующих».
Другой приметой времени стала коммерциализация стратегических отраслей промышленности, — добавил Манжос. — Процесс проектирования и испытания даже такой сложной техники, как самолеты, вынужден укладываться в жесткие бюджеты и сроки. Логичным следствием этого фактора может стать тенденция к доработке новых изделий уже в процессе эксплуатации».
Sukhoi Superjet 100 — первый гражданский самолет, построенный в России после распада СССР. На сайте ОАК позиционируется как региональный самолет нового поколения. Первый полет лайнера совершен в 2008 году. Главными эксплуатантами Superjet 100 являются российские авиакомпании, наибольший парк у «Аэрофлота» — 50 самолетов.
В начале текущей недели акции ОАК стоят ₽0,68. По мнению обозревателей, опрошенных РБК Quote, в ближайшее время котировки могут опуститься на 13% — до ₽0,6 за акцию.
История вопроса: как гибли люди в «Суперджетах»
Для самолета Superjet авария 5 мая стала второй с человеческими жертвами. Первая произошла во время демонстрационного полета в Индонезии в 2012 году. В тот раз самолет столкнулся с горой, погибли все 45 находящихся на борту пассажиров и членов экипажа. Причиной стали ошибки пилотов и неполадки в работе диспетчерского оборудования.
Что стало причиной экстренной посадки «Суперджета» в «Шереметьеве» 5 мая, пока не установлено. Следственный комитет озвучил следующие версии: недостаточная квалификация пилотов и диспетчеров, низкий уровень техосмотра, неблагоприятные погодные условия, техническая неисправность.
Материалы к статье