IPO для сандалий: как любовь к кроссовкам создала бизнес ценой в $1 млрд
В мае 2019 год фонд российского бизнесмена Юрия Мильнера DST Global стал инвестором американского стартапа StockX. Этот сервис позволяет торговать редкими моделями кроссовок.
В ходе раунда инвестиций StockX привлек $110 млн и был оценен в $1 млрд. В числе прочих в раунде принял участие основанный Alphabet фонд GV. Важность участия Alphabet в том, что это материнская структура Google — а у Google настоящий нюх на перспективные бизнес-ниши.
Примерно в то же время было объявлено, что в StockX приходит новый генеральный директор. Им стал Скотт Катлер — в прошлом топ-менеджер Нью-Йоркской фондовой биржи и вице-президент eBay.
Стартап StockX, играющий на поле вторичного рынка коллекционной обуви, появился в 2016 году. Задача сервиса — помочь купить редкую модель кроссовок по самой адекватной цене и не попасться на удочку спекулянтов.
StockX возник благодаря коллекционеру кроссовок Джошу Люберу и двум предпринимателям — Дэну Гилберту и Грегу Шварцу.
Любер — в прошлом сотрудник IBM — создал в 2012 году сайт Campless. Этот сайт отслеживал ценники перепродаваемых кроссовок на онлайн-аукционе eBay.
В 2015 году Любер выступил на конференции TED с речью, которая называлась «Почему кроссовки — отличная инвестиция». Выступление привлекло внимание Гилберта и Шварца. Вскоре они купили сайт Campless, который позднее был переименован в StockX.
Основатели StockX называют свое детище биржей вещей. Маркетплейс действительно немного похож на биржу.
Если вы хотите купить кроссовки, то вам предстоит найти нужную пару, а потом или купить ее за предлагаемую цену, или сделать ставку. А затем ждать, пока кто-то из других продавцов откликнется на эту заявку. Похожий процесс и для продавцов — обувь можно продать сразу за озвученную стоимость или повысить ценник в надежде, что через некоторое время найдется более щедрый покупатель.
Модель может подскочить в цене. Например, если в ней заметят знаменитость. Когда Джастин Тимберлейк появился в коллекционной модели Air Jordan 3 на Супербоуле, стоимость этих кроссовок сразу выросла.
К каждой модели на сайте прикреплен тикер — почти как к акциям на бирже. Есть раздел «портфолио», где можно, к примеру, оценить продавцов по «рыночной капитализации» — суммарной стоимости всех товаров, которые продавец предлагает.
Некоторую полезную информацию можно найти и по каждой модели обуви. Например, есть возможность отследить историю изменения цены, ее процентное соотношение за определенный период, динамику по отношению к моменту выхода кроссовок в продажу.
Каждая покупка проходит аутентификацию в StockX. После транзакции пара сначала отправляется в специальный центр, где эксперты оценивают качество кроссовок. После подтверждения модель отправляется покупателю. С каждой покупки StockX получает комиссию. На сегодняшний день в StockX работает около 800 сотрудников.
В январе 2019 года сервис провел у себя IPO. На StockX прошло «первичное размещение» сандалий, созданных брендом STRAYE совместно с Беном Боллером — главным поставщиком украшений для Канье Уэста, Джея-Зи и Tyler, the Creator. StockX провел аукцион, в ходе которого определил целевую цену модели — $210.
Как пишет The New York Times, после этого проекта в StockX начали обращаться другие дизайнеры с аналогичными предложениями.
«Биржа — самый эффективный способ создать рыночную цену для любого актива, — говорил Любер в интервью The Guardian. — Мы задействовали эффективность и прозрачность, чтобы упростить процесс покупки в условиях, когда спрос и предложение ограничены». Основатель StockX, когда объясняет модель своего бизнеса, даже выражается как трейдер.
StockX — не единственный игрок описываемой ниши. Существуют такие компании, как GOAT Group, Stadium Goods или Bump, которые тоже перепродают редкие модели кроссовок.
GOAT Group получил в 2019 году $100 млн инвестиций от сети обувных магазинов Foot Locker. По данным The New York Times, к 2025 году размер рынка перепродажи люксовой одежды и аксессуаров в Северной Америке вырастет до $6 млрд. Сегодня объем рынка составляет около $2 млрд.
Производители спортивной обуви пока сдержанно относятся к рынку. Это неудивительно, поскольку до распространения интернета, развития соцсетей и «Инстаграма» ниша коллекционирования редких кроссовок оставалась прерогативой энтузиастов — сникерхедов.
Новый генеральный директор StockX Скотт Катлер уверен, что ситуация кардинально изменилась.
«Nike, Adidas, Louis Vuitton, Gucci, Rolex — да кто угодно — все они точно не игнорируют маркетплейсы, — объяснил Катлер в интервью The New York Times. — Они не настолько наивны, чтобы не замечать: каналы распространения эволюционируют».
Материалы к статье