На седьмом небе. Кто больше всех выиграет от бума облачного бизнеса
Облачные услуги быстро набрали популярность как в бизнес-среде, так и в обыденной жизни. В своей работе облачную инфраструктуру используют социальные сети, интернет-магазины, видеоигры и мобильные приложения. Технология представляет собой модель доступа к серверам, которые клиенты используют по требованию через интернет.
«Спрос на облачные услуги растет, поскольку позволяет бизнесу снижать капитальные затраты, отказываясь от собственных дата-центров. Облачные сервисы делают затраты на IT планируемыми и предсказуемыми. Это равномерно распределяет затраты и гарантирует, что все будет приблизительно так же, как у конкурентов — вне зависимости от компетенций собственного IT-персонала», — объяснил популярность облачных технологий аналитик «Финама» Леонид Делицын.
По оценкам «БКС Премьера», в текущем году мировой рынок облачных вычислений может показать рост на 18–20% и достичь $205 млрд. К 2021 году этот сегмент способен приблизиться к $300 млрд. Конкуренция высока, но при столь сильном росте у облачного бизнеса есть много возможностей для быстрого развития, рассказал финансовый аналитик «БКС Премьера» Сергей Дейнека.
По мнению эксперта, территориальная экспансия и новые бизнес-сервисы позволят таким компаниям, как Amazon Web Services, Oracle, IBM, Adobe, Google и Alibaba, увеличить показатели доходности на облачном рынке. По просьбе РБК Quote аналитики сравнили перспективы трех компаний на облачном рынке.
Американская корпорация Oracle — производитель программного обеспечения и крупнейший поставщик серверного оборудования. Специализируется на выпуске систем управления базами данных. Свой наиболее известный продукт Oracle Database компания выпускает с момента основания в 1977 году.
До начала эры облачных вычислений Oracle была одним из лидеров в производстве программного обеспечения для локальных компьютеров и серверов. И хотя массовый переход на облака не застал компанию врасплох, компания медленнее, чем конкуренты, развивает технологию облачных вычислений. Это ставит конкурентов в более выгодное положение.
В настоящий момент компания переводит клиентов, производящих вычисления на собственных корпоративных серверах, на облачное программное обеспечение. «Oracle переориентирует бизнес в сторону облачных подписок и, по-видимому, облачные сервисы станут приоритетным направлением для компании. Несмотря на рост издержек, связанных с трансформацией бизнес-модели, новая стратегия себя с большой вероятностью оправдает», — уверен финансовый аналитик «БКС Премьера» Сергей Дейнека.
В начале июня компании Oracle и Microsoft договорились о совмещении своих служб облачных вычислений Oracle Cloud и Microsoft Azure. По замыслу компаний, это поможет им конкурировать с лидером на рынке облачных вычислений — Amazon Web Services.
Согласно планам, центры обработки данных Oracle и Microsoft соединит высокоскоростная связь. При этом клиенты этих компаний смогут входить в оба сервиса с одним именем пользователя и получать техническую поддержку от любой компании. Эти параметры могут привлечь клиентов из крупного бизнеса.
В отличие от коллеги из «БКС Премьера», аналитик «Алор Брокера» Алексей Антонов полагает, что переход Oracle от локального программного обеспечения к облачным вычислениям заключает в себе угрозу падения прибыли. Многие конкуренты сейчас устремились в эту нишу, что может привести к снижению выручки, считает аналитик. По его мнению, партнерство Oracle с Microsoft скорее принесет выгоду Microsoft.
Пока же Oracle улучшает показатели. В минувшем квартале компания добилась первого за последние четыре квартала роста выручки. Показатель прибавил 1% и составил $11,14 млрд. При этом продажи в подразделении «Облачные и локальные лицензии» увеличились на 12%, что указывает на быстрый рост числа новых клиентов.
В подразделении «Облачные услуги и лицензионная поддержка», которое приносит компании наибольший доход, выручка выросла на 0,5%. И хотя в показатель входит не только выручка от хранения данных клиентов в облаках, но и выручка от поддержки традиционного программного обеспечения, здесь прослеживается позитивная тенденция.
За исключением периодических спадов акции Oracle неуклонно растут с 2010 года. Так же стало и в текущем году. Хотя в мае котировки скорректировались на 9%, в июне они возобновили рост, достигнув $58,01 на акцию.
«Восходящая тенденция сохраняется. Учитывая это, можно предположить дальнейший рост цены, — считают аналитики информационно-аналитического центра «Альпари». — Важно проследить за показателями компании во время очередной отчетности, которая состоится в конце лета». Акции Oracle интересны к покупке в рамках трех — шести месяцев и более, добавили в компании.
«В перспективе года акции компании могут показать рост до $60–62, то есть на 3,5–7%», — спрогнозировал Сергей Дейнека из «БКС Премьера».
Не согласны с такой оценкой в «Алор Брокере». «Бумаги Oraclе с большой вероятностью вернутся с текущих $58 на $45,4, так как инвесторы с осторожностью оценивают перспективы 2020 года», — полагает Алексей Антонов. Этот прогноз представляет собой снижение на 22% с текущих уровней.
Технологический гигант IBM — один из крупнейших в мире производителей и поставщиков аппаратного и программного обеспечения, а также IT-сервисов. Компания, основанная в 1911 году, начинала с производства весов, сырорезок и перфорационных машин. В 1943 году IBM выпустил свой первый компьютер, а в 1981-м появился первый персональный компьютер IBM PC.
Со временем компания все больше фокусировалась на услугах. Сейчас они приносят IBM свыше половины дохода: в первом квартале 2019 года выручка от услуг в совокупности составила $11 млрд при общей выручке $18,2 млрд.
В сегменте облачных вычислений и бизнес-услуг, поставляемых через интернет, корпорация начала работать в 2007 году. Однако в центре внимания компании новые технологии оказались после того, как в январе 2012 года IBM возглавила Джинни Рометти.
Чтобы укрепить свои позиции в секторе, IBM в 2013 году купила международный хостинг-провайдер Softlayer Technologies, который владел сетью из 13 дата-центров в США, Сингапуре и Амстердаме. В 2014 году IBM инвестировала $1,2 млрд в строительство 15 дата-центров в рамках стратегии по расширению облачных сервисов на платформе IBM Cloud.
С целью подстегнуть дальнейший рост облачного направления, IBM приняла решение купить американского разработчика компьютерных программ с открытым исходным кодом Red Hat. Несмотря на все эти шаги, компания в течение шести лет теряла в выручке. В частности, в первом квартале 2019 года выручка IBM снизилась на 4,7%, а чистая прибыль — на 5,4%.
«Акции IBM, бодро стартовав в 2019 году, прекратили расти после того, как в апреле IBM сообщила о сокращении квартальной выручки. Но новости о планах приобрести Red Hat могут указывать на стратегически сильный ход. В случае успеха у компании серьезно расширится охват клиентов и появятся возможности развития», — полагает Сергей Дейнека из БКС.
Чтобы оживить бизнес IBM, Джинни Рометти стала урезать затраты. В начале июня компания объявила об увольнении 0,5% сотрудников. Работу потеряют 1700 человек.
«Как потенциальному инвестору мне нравится, что IBM проводит сокращение персонала. Это должно снизить издержки и повысить производительность труда, а также создать конкуренцию среди сотрудников за право работать в сфере облачных вычислений», — оценил решение компании Алексей Антонов из «Алор Брокера».
С начала 2013 года акции компании упали на 29%. «IBM выглядит наиболее недооцененной из трех компаний, — считает Алексей Антонов. — У IBM мультипликатор P/E составляет 15 против 20 у Oracle и 56 у Adobe. Кроме того, у бумаг IBM очень хорошая для американского рынка дивидендная доходность — 4,5%. Целевая цена по IBM — $172 за акцию». Это на 23% выше текущих уровней. В «БКС Премьере» потенциал роста в перспективе года оценивают в $150 за акцию.
Если котировки IBM минуют отметку $145,47 за акцию, это может стать толчком к росту, а также хорошей точкой для покупки акций на долгосрочную перспективу, посоветовали аналитики «Альпари». Если же акциям IBM не покорится эта вершина, то глобальное нисходящее движение котировок продолжится, предупредили аналитики.
Датой основания разработчика программного обеспечения Adobe считается 1982 год. Adobe создал себе имя за счет программ для верстки текста и макетов для издательств. Среди них — выпущенный в 1993 году пакет программ Acrobat, предназначенный для электронных публикаций в формате PDF. Сейчас компания больше известна редактором изображений Photoshop и бесплатным приложением Adobe Reader.
Облачная платформа этой компании называется Adobe Creative Cloud. Она существует с 2011 года. Сервис представляет доступ к коллекции программного обеспечения для графического дизайна, редактирования фото и видео, веб-разработки, а также непосредственно доступ в облако. В Creative Cloud входят Photoshop, Lightroom, приложение для разработки интерфейсов Experience Design, редактор PDF Acrobat Pro, набор приложений Spark и многое другое.
«Компания перешла от модели продаж бессрочных лицензий к сдаче в аренду облачных услуг. При прочих равных условиях модель подписки выгоднее производителям программного обеспечения, так как является более гибкой и обеспечивает относительно прогнозируемый приток доходов», — указала эксперт «БКС Экспресс» Оксана Холоденко.
В минувшем квартале выручка Adobe подскочила на 25%, до $2,74 млрд. Это произошло в основном за счет увеличения числа пользователей приложений, входящих в Creative Cloud. Только на платные подписки из этой суммы приходится $2,46 млрд, что представляет собой рост на 27,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. От непосредственной продажи программ компания за то же время выручила в 16 раз меньше.
Чтобы укрепить позиции на рынке облачных услуг, Adobe приобрела две компании — облачную платформу для маркетинга Marketo и систему управления интернет-магазинами Magento. Сделки помогли Adobe заключить партнерские соглашения с Amazon и Microsoft.
Акции Adobe активно растут с начала 2012 года. За это время они подорожали в 10,5 раза, до $300,97. «Акции Adobe — самые переоцененные из трех анализируемых компаний», — считает Алексей Антонов. По его мнению, текущий уровень в $300 за акцию — это пик роста, который сменится коррекцией. Целевая цена по бумагам Adobe от «Алор Брокера» составляет $274 на акцию, что на 9% ниже текущих уровней.
В «Альпари» также полагают, что текущая тенденция к росту может смениться снижением. В отличие от коллег, эксперты «БКС Премьера» ожидают роста акций Adobe в перспективе года до $315–320.
Материалы к статье