Почему разругались Япония и Южная Корея
На прошлой неделе правительство Японии наложило ограничения на поставки в Корею редких материалов, используемых для производства электроники. Ограничение не означает полного запрета, однако для экспорта в Корею японским компаниям отныне нужно получать особое разрешение. Разрешение требуется для каждой поставки. Его получение занимает до 90 дней.
Более того: Япония планирует исключить Корею из списка стран, которые на упрощенных условиях закупают японскую продукцию, предназначенную для военного производства. В список входит фторид водорода. По сообщениям японских СМИ, Южная Корея продавала его КНДР в обход международных санкций. Президент Южной Кореи назвал эти сообщения необоснованными.
Южная Корея — третий по важности для Японии рынок экспорта. В прошлом году его объем составил $53,5 млрд
Ограничения на поставки редких материалов для электроники затрагивают важнейшую область корейской экономики — производство чипов, микросхем и дисплеев. Этот запрет в долгосрочной перспективе способен ударить по крупнейшим корейским компаниям — таким как Samsung и SK Hynix. Они, в свою очередь, поставляют детали производителям устройств: американской Apple, китайской Huawei и другим.
В ответ на эти меры жители Кореи выступили с призывом к своим соотечественникам бойкотировать японских производителей и не посещать Японию с туристическими целями. В социальных сетях появился хэштег #BoycottJapan.
Агентство Bloomberg обратило внимание, что корейские пользователи начали выкладывать в интернете квитанции об аннулировании своих билетов в Токио, Осаку и другие популярные туристические места Японии. В 2018 году 13% объема дохода Японии от туризма пришлось на гостей из Кореи.
Бойкот японских компаний выразился в том, что корейцы призывают, например, покупать одежду не в японском Uniqlo, а в 8 Seconds или Top 10, которые принадлежат Samsung, а вместо японского пива Asahi брать корейское Hito Jinro. Корейский альянс супермаркетов, который объединяет свыше 23 тыс. магазинов, выразил свою поддержку движению и временно приостановил продажу японских товаров, включая сигареты. К ним присоединились независимые магазины и частные торговцы.
Что касается правительства Кореи, то оно предупредило Токио об ответных мерах в случае, если торговые ограничения не будут сняты.
Ссора между двумя соседями и главными партнерами США по региону разгорелась неожиданно. Чтобы разобраться, почему Япония и Южная Корея вдруг оказались на грани настоящий экономической войны, нужно взглянуть на последние сто лет их отношений между собой.
Нынешний торговый спор между Японией и Южной Кореей имеет глубокие корни, которые уходят в начало прошлого века. С 1910 по 1945 год Южная Корея была колонией Японии. От того периода у соседей осталось множество неразрешенных вопросов, а у корейцев — преимущественно плохие воспоминания:
- мужскому населению Южной Кореи приходилось воевать на стороне Японии во Второй мировой войне;
- японские компании активно использовали корейцев в качестве рабочей силы;
- жителей Кореи метрополия заставляла менять имена на японские.
Это только часть исторических обстоятельств, которые не дают Японии и Корее оставаться торговыми партнерами. Существуют и территориальные сложности. Например, корейцы не согласны, что разделяющее их море называется Японским, в то время как японцы не согласны с тем, что острова Лианкур в этом море после завершения Второй мировой войны управляются корейцами.
В Сеуле, столице Южной Кореи
Впрочем, даже на таком фоне выделяются две совершенно нерешаемые проблемы. Первая — вопрос о «женщинах утешения». В военное время Япония забирала корейских женщин в сексуальное рабство и заставляла их работать в военных полевых борделях. Несколько десятилетий после 1945 года Япония и Корея спорили о том, как одной стороне искупить свою вину, а другой — принять извинения и не чувствовать себя оскорбленной.
К формальному урегулированию спора стороны пришли только в 2015 году. В то время был основан фонд на $8 млн для компенсаций жертвам эксплуатации. В Корее соглашение вызвало протест населения и спустя два года от фонда отказались. Это, в свою очередь, вызвало негодование японского правительства.
Второе препятствие — эксплуатация японскими компаниями тысяч корейских граждан во время колониального периода. Еще в 1965 году страны подписали соглашение о полном урегулировании этого вопроса — Япония выплатила компенсации на сумму свыше $2 млрд в пересчете на 2019 год, в подписанном соглашении сказано, что проблема улажена «полностью и окончательно».
Однако на практике спор совсем не решен. В 2018 году судебным решением Корея обязала японские компании Mitsubishi Heavy Industries и Nippon Steel & Sumitomo Metal Corp к выплате компенсаций пострадавшим от эксплуатации корейцам. Mitsubishi и Sumitomo — только две из 70 компаний, аналогичные дела которых рассматривает суд Южной Кореи.
Судебное решение корейского суда стало предвестником торговых санкций Японии 2019 года.
Однако нынешняя взаимная враждебность Токио и Сеула может иметь не только исторические корни. Одна из причин — экономика. Так считают опрошенные РБК Quote эксперты.
Ограничивая экспорт в Южную Корею, Япония намерена вернуть себе позиции, которые она утратила за последние 20 лет на мировой экономической арене, считает руководитель аналитического отдела компании «Инстант Инвест» Александр Тимофеев. По его мнению, именно в этом контексте стоит рассматривать экономический конфликт с Южной Кореей.
В качестве аргумента Тимофеев привел лидерское положение корейского Samsung в сфере высоких технологий. 20 лет назад одним из флагманов рынка была японская компания Sony.
«Есть ощущение, что в вопросах международной политики мировое сообщество вернулось на 200 лет назад: к торговым войнам, барьерам и протекционизму. Не хотелось бы, чтобы вслед за США и Китаем разразилось серьезное противостояние между Японией и Южной Кореей», — заявил аналитик «Инстант Инвеста».
Японские ограничения могут иметь катастрофические последствия для южнокорейской электротехнической промышленности, поскольку они направлены на те материалы, которые Корея не способна оперативно заменить, считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
Эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев придерживается мнения, что в теории Корея все же способна найти замену японской продукции: «Запасов японских товаров хватит еще на три-четыре месяца. У производителей будет время на получение лицензий и переговоры, благо японцы достаточно сильно зависят от экспорта в Корею, а значит, рычаги давления у Сеула присутствуют. Либо они смогут найти альтернативу, которой может стать продукция Dow Chemical или целого ряда китайских компаний.
Аналогия напрашивается сама собой: действия японцев очень похожи на политику США в отношении китайской Huawei, против которой предприняли точечный, но невероятно мощный удар».
В том, что действия Японии напоминают методы США в отношении Китая и являются протекционизмом, сходятся многие эксперты. «Япония в противостоянии с Кореей пошла по стопам старшего брата — США, — согласился руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра» Роман Блинов. — За последние 30 лет развитие технологий практически поставило на один уровень экономики Японии и Южной Кореи, и тут в регионе и на мировой экономической арене они выступают прямыми конкурентами. А в конкурентной борьбе все методы хороши».
Отрицательные настроения в двух странах нарастают, что затрудняет для правительств поиски выхода из сложившегося положения, пишет Nikkei Asian Preview. Торговые министерства Японии и Южной Кореи находятся в постоянном неофициальном диалоге, однако на решение вопроса в ближайшее время никто не рассчитывает.
Примечательно, что в прошлом в моменты обострения отношений Токио и Сеула в ситуацию всегда вмешивались США. Однако на этот раз, даже посетив Японию и Южную Корею, Дональд Трамп не сделал никаких комментариев, которые могли бы снизить градус напряженности между этими странами.
Материалы к статье