Выживет сильнейший. Как заработать на конкуренции в американской торговле
Торговые сети в США начали закрывать магазины. В 2017 году общая торговая площадь магазинов в Соединенных Штатах уменьшилась на 9,5 млн кв. м. В 2018 году показатель вырос до 14,4 млн кв. м, рассказал руководитель департамента продаж инвестиционной компании «Инстант Инвест» Роман Жаткин.
В текущем году тенденция сохранилась, констатировал информационный сервис в области недвижимости CoStar Group. С начала года в США прекратили работать более 8 тыс. магазинов. За два месяца 2019 года четыре американских сети магазинов подали заявки на защиту от банкротства.
Между тем экономика благоприятствует американскому сектору потребительской розницы. Спрос в сегменте очень высок, указал Вадим Меркулов из «Фридом Финанса». На это указывает тот факт, что темпы роста потребительских расходов в США во втором квартале текущего года достигли самого высокого уровня с 2014 года — 4,7%.
Какие компании выживут в этих условиях? По просьбе РБК Quote эксперты оценили перспективу вложений в три американские торговые сети — Target, Dollar General и Costco Wholesale.
«Потребительские расходы и розничные продажи в США растут высокими темпами. Если у экономики США и имеются проблемы, то пока они накапливаются явно не в потребительском сегменте — одном из главных столпов экономики, — прокомментировала ситуацию руководитель управления инвестиционного консультирования General Invest Татьяна Симонова. — Потребительские расходы составляют примерно две трети ВВП США, а розничные продажи — большую часть потребительских расходов».
Эта тенденция хорошо прослеживается в финансовых результатах розничных компаний. В текущем году они получили большую прибыль, а акции выросли. Торгуемый индексный фонд VanEck Vectors Retail ETF, специализирующийся на компаниях розничной торговли, с начала года по 27 августа прибавил 17,3%. За тот же период индекс S&P 500 увеличился на 14,6%.
В этих условиях отлично себя чувствуют Costco, Target и Dollar General. Пока у конкурентов снижаются продажи и падает посещаемость, три перечисленные компании увеличивают и выручку, и прибыль. Акции тоже идут вверх: с начала года котировки Costco, Target и Dollar General прибавили 46%, 61% и 45% соответственно.
Инвесторы считают акции торговых сетей защитным активом. Ведь что бы ни случилось с экономикой, люди продолжат покупать продукты.
Основной угрозой для компаний сектора является высокая конкуренция. В частности, риск для торговых сетей исходит со стороны Amazon. Для этого даже придумали специальный термин — «риск Амазона». Он означает вероятность пострадать от сильной конкуренции, которую составляет этот интернет-гигант.
Помимо Amazon, отрасли угрожает торговый конфликт между США и Китаем. «Сети магазинов в большей или меньшей степени сталкиваются с потенциальным негативным влиянием роста пошлин на многие группы товаров и вынуждены принимать меры по снижению этих рисков», — предупредила Татьяна Симонова.
Корпорация Target управляет сетью магазинов розничной торговли, работающих под марками Target и SuperTarget. Компания основана в 1902 году, а сейчас входит в десятку крупнейших торговых сетей США и в тридцатку самых больших компаний этого типа в мире.
Типичный магазин сети — дискаунтер площадью около 12 тыс. кв. м. Но у Target есть и другие форматы: гипермаркеты, супермаркеты, мини-маркеты. На 2 февраля у компании насчитывалось 1884 магазина. Target торгует широким ассортиментом потребительских товаров — от предметов интерьера, ювелирных изделий и электроники до товаров для детей. Сеть также продает продукты питания.
Помимо розничных продаж, через магазины Target развивает интернет-торговлю. В декабре 2017 года компания приобрела сервис доставки продуктов Shipt. Это позволило ей предложить покупателям услугу доставки в день заказа.
Сегмент продуктов питания до сих пор был слабым звеном в бизнесе компании. Покупатели с трудом привыкали к тому, что в магазинах сети появились продукты. Кроме того, система поставок Target изначально не была создана для работы со скоропортящимися товарами.
И все же руководство Target отводят этому направлению ключевую роль в развитии бизнеса. Сейчас доля продуктов питания в совокупных продажах составляет около 20%. Чтобы увеличить продажи, компания с 15 сентября запустит собственную торговую марку продуктов. Target будет продавать закуски, растительное молоко, салаты, замороженные блюда и другие товары под брендом Good & Gather. Речь идет в общей сложности о более чем 2 тыс. наименований.
В последние годы компания показывает устойчивый рост выручки и высокие темпы роста прибыли на акцию. Валовая рентабельность по итогам 2018 года составила 28%. Это один из самых высоких результатов по отрасли. Рентабельность EBITDA и EBIT также выгодно отличаются от более крупных представителей компаний розничного сектора, обратила внимание Татьяна Симонова.
Во втором квартале Target сообщила о росте сопоставимых магазинных продаж на 3,4%. По словам гендиректора Target Брайана Корнелла, покупателей привлекли ассортимент, удобство покупок и конкурентоспособные цены. Почти 1,5 п.п. от прироста обеспечили услуги доставки в день заказа. Остальные 1,8 п.п. достигнуты за счет продаж через интернет. Онлайн-продажи выросли на 34%.
«Результаты выглядят особенно впечатляюще на фоне других игроков отрасли, а также в условиях повышения пошлин. Пошлины для Target довольно актуальны, учитывая, что большая доля продаж — это непродовольственные товары, подверженные влиянию роста сборов», — считает Татьяна Симонова.
С начала текущего года ценные бумаги Target подорожали на 61%. Только с середины августа они прибавили 31%. В таких условиях аналитики часто говорят о «перегретости» бумаг — это означает, что акции стали слишком дорогими. Но не в случае с Target. Здесь эксперты уверены: у котировок остался существенный потенциал для роста.
Акции Target торгуются ниже справедливой цены, уверен Роман Жаткин из «Инстант Инвеста». По подсчетам аналитика, ценные бумаги должны стоить не менее $166,34 за акцию вместо нынешних $107. Кроме того, соотношение P/E у торговой сети составляет 17,58х. Это самое низкое значение из трех анализируемых компаний.
Показатель P/E — отношение рыночной стоимости компании к ее прибыли. Это инвестиционный мультипликатор, который показывает, за сколько лет окупятся инвестиции в компанию. По значению P/E также можно судить, справедлива ли стоимость компании. Малые значения сигнализируют о том, что она недооценена, большие — переоценена.
«По мультипликаторам Target торгуется с дисконтом к конкурентам. Соотношение P/E составляет 17,58х, мультипликатор EV/EBITDA равняется 10,1х. Средние значения по отрасли составляют 22,4х и 16,8х соответственно. По отношению к своим средним историческим показателям компания торгуется с дисконтом в районе 30%. Таким образом, акции компании недооценены рынком», — заключила Татьяна Симонова.
Корпорации Target будет играть на руку тот факт, что торговые сети все чаще закрывают магазины в торговых центрах, уверены аналитики Bank of America. При этом среди аналогичных компаний Target больше всего выиграет от такой тенденции, считают в банке.
Американская сеть магазинов Dollar General была основана в 1939 году. Компания позиционирует себя продавцом дешевых товаров для повседневных нужд. Ей принадлежит сеть дискаунтеров, где все товары продаются по фиксированной цене $1. В России по аналогичной модели работает сеть FixPrice. В основе бизнеса Dollar General — торговля замороженными продуктами и консервами.
Dollar General существенно меньше по обороту, чем Costco и Target, и не продает товары через интернет. Тем не менее ее бизнес-модель выглядит жизнеспособной и прибыльной, особенно в период экономической неопределенности, когда цена как критерий покупок выходит на первый план, уверена Татьяна Симонова из General Invest.
Результаты Dollar General за второй квартал 2019 года превзошли ожидания и спровоцировали единовременный взлет акций почти на 10%. Выручка увеличилась на 8% по сравнению с результатом того же периода прошлого года. Прибыль поднялась на 14,5%. Сопоставимые продажи прибавили 4%: в магазинах вырос средний чек и увеличился поток покупателей. «Это неплохой показатель для отрасли, хотя он и ниже показателей Costco и Target», — прокомментировала цифры аналитик General Invest.
На сегодняшний день Dollar General — рекордсмен по открытию новых магазинов в Соединенных Штатах. В 2016 году заработали 900 магазинов этой сети, а в 2017-м — еще 1315 торговых точек. По состоянию на 3 марта 2019 года Dollar General управляла 15,6 тыс. магазинами в 44 штатах страны.
До конца 2019 года дискаунтер намерен открыть 975 новых магазинов и отремонтировать 1 тыс. существующих. Кроме того, руководство компании хочет больше внимания уделить цифровым технологиям. В Dollar General рассчитывают, что они помогут ускорить обслуживание покупателей. А мобильное приложение DG GO вдвое увеличит сумму чека.
В планах компании — развивать услугу доставки на дом и концепцию «купить онлайн, забрать в магазине», добавить свежие продукты в ассортимент большего числа магазинов и установить полосы самообслуживания. Последняя опция поможет Dollar General сэкономить на зарплате кассиров.
Несмотря на риски, связанные с неопределенностью торговых отношений между США и Китаем, компания повысила прогнозы на 2019 год. Руководство Dollar General уверило инвесторов, что сумеет компенсировать негативный эффект от повышения пошлин. Для этого в компании намерены провести переговоры с новыми поставщиками и заменить часть ассортимента на товары национальных производителей.
Дискаунтер ожидает за год нарастить выручку на 8%, тогда как ранее планировал прирост на 7%. С начала года акции Dollar General выросли на 45%. По мнению Романа Жаткина из «Инстант Инвеста», акции торговой сети недооценены. На это, в частности, указывает соотношение P/E, которое, по его расчетам, равняется 22,91х. Справедливая цена составляет $169,62 на акцию, считает аналитик, в то время как сейчас котировки колеблются вокруг $156.
«Как правило, эффективные дисконтные магазины показывают хорошие результаты — как в растущие периоды экономического цикла, так и на стадиях спада. Уверенность менеджмента в том, что компания сумеет противостоять рискам роста пошлин, также поддерживает хороший взгляд на перспективы бизнеса. А стремительные темпы открытия новых магазинов служат катализатором роста и свидетельством сильных финансовых достижений», — оценила Симонова.
По ее мнению, бумаги Dollar General могут рассматриваться инвесторами как защитные акции. Мультипликатор EV/EBITDA составляет 17,8х, что совпадает со средним уровнем по аналогичным компаниям.
Costco Wholesale появилась в 1983 году. Это одна из крупнейших сетей складов самообслуживания клубного типа и одновременно торговое розничное предприятие. Costco — пятая по величине розничная торговая сеть в США.
У компании порядка 800 складов-магазинов в США и за их пределами. Доступ внутрь этих магазинов возможен только по платной клубной карте, которая стоит около $60 в год. По состоянию на 12 мая 2019 года клубными картами обладало более 97 млн человек. Членство не требуется для тех, кто хочет совершить покупку на сайте компании. Однако товары в этом случае будут стоить дороже. Эта наценка к стандартной цене позволяет Costco снижать цены для покупателей, лично посещающих магазины.
Costco торгует предельно широким ассортиментом товаров — от карандашей и туалетной бумаги до бензина и автомобилей. Есть в ассортименте и продукты питания. При этом Costco работает с небольшим количеством поставщиков, что дает компании возможность гибкой ценовой политики.
«Бизнес-модель компании, предполагающая клубное членство, в сочетании с коэффициентом повторных покупок в 90%, очень высокой лояльностью потребителей к брендам и различными денежными стимулами для потребителей обеспечивают рост продаж», — обрисовала преимущества Coscto Татьяна Симонова.
По темпам роста продаж Costco — один из лидеров отрасли. За последний год продажи в одних и тех же магазинах этой сети выросли на 6,2%. У лидера отрасли WalMart продажи увеличились на 2,8%. Чистые продажи Costco за аналогичный период выросли на 8,3%.
Выдерживать конкуренцию с компаниями, продающими товары через интернет, в первую очередь с Amazon и Walmart, Costco позволяют низкие цены. По мнению основателя исследовательской компании DM Martins Research Дэниела Мартинса, Costco находится в лучшем положении, чем большинство ретейлеров в США.
«Costco выглядит привлекательно для инвесторов, поскольку имеет стабильную валовую рентабельность на уровне 13%, высокий показатель возврата клиентов — 90% и международную экспансию, которая показывает органический рост на 3%», — считает аналитик «Фридом Финанса» Вадим Меркулов.
По последнему пункту компания превзошла ожидания. Рынок ждал прироста только на 1,5%. Costco также увеличивает сопоставимые магазинные продажи по всем регионам присутствия в среднем на 5,5%. Быстро развивается онлайн-сегмент, где в минувшем месяце рост составил 23,8% по сравнению с предыдущим месяцем.
Тем не менее акции Coscto в настоящий момент переоценены, уверен аналитик «Инстант Инвеста» Роман Жаткин. По его мнению, справедливая цена по бумагам составляет $216,45 за акцию. Сейчас котировки превышают это значение на 27%.
«По мультипликаторам акции Costco торгуются довольно дорого, — согласилась с коллегой Татьяна Симонова. — Мультипликатор EV/EBITDA находится в районе 19х, а соотношение P/E — 35х. Эти показатели не только выше, чем у конкурентов, но и превышают свои собственные исторические средние уровни».
«Мы считаем, что все три бизнес-модели жизнеспособны и компании обладают хорошими перспективами роста бизнеса. Что касается их акций, то, на наш взгляд, самой интересной возможностью для инвестиций являются бумаги Target, поскольку они пока недооценены рынком», — заключила представительница General Invest.
Материалы к статье