Инвестиции
Отключить рекламу
Темная тема
РБК Comfort
Рубрики
Другие проекты

Последние новости

Брокер Совкомбанка назвал топ-3 российских акций при высокой ставке
·
Новости
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
EUR 106,20
+1,05%
11 дек. 2024 г.
11 дек. 2024 г.
11 дек. 2024 г.
0

Почему зарубежные инвесторы боятся вкладывать деньги в Россию

Иностранные предприниматели часто не хотят инвестировать в российский бизнес. РБК Quote побывал на конференции технологий WCIT и узнал, чего опасаются инвесторы и можно ли это исправить
Почему зарубежные инвесторы боятся вкладывать деньги в Россию
Справа: ​Артак Товмасян, глава совета директоров All.me
(Фото: с сайта flickr.com пользователя WCIT 2019 Yerevan)

Сегодня многие предприниматели боятся инвестировать в Россию. Речь не только о ценных бумагах: бизнесмены из других стран часто не готовы вкладываться в стартапы, технологии и даже нанимать сотрудников из России.

Корреспондентка РБК Quote побывала на международном конгрессе WCIT в Ереване и расспросила участников, можно ли это исправить — и что нужно сделать российским властям, чтобы все-таки привлечь инвесторов.

управляющий партнер в международной юридической фирме Hogan Lovells

Оксана Балаян (справа)
Оксана Балаян (справа)

— Сейчас в России есть ряд вещей, из-за которых иностранный бизнес не может спокойно вести здесь дела. Прежде всего это геополитическая ситуация. Правительство постоянно придумывает новые ограничения. Иностранных инвесторов пугает, что за одну ночь правила игры могут резко измениться.

В прошлом году мы слышали, что могут ввести закон, который запретит иностранцам работать с определенными российскими компаниями в определенных секторах. Этот закон не продвинулся, но создал негативное впечатление у иностранцев.

Еще один важный момент — соблюдение законов. Мне кажется, иностранцы не верят в то, что все российские законы работают. Они сомневаются, готова ли наша судебная система принимать решения в пользу иностранного бизнеса.

Есть еще такой момент, как хранение данных, кибербезопасность. Нужно, чтобы иностранный бизнес не чувствовал себя уязвимым в России. Чтобы у него была поддержка государства или хотя бы невмешательство. Вместо того чтобы создавать новые ограничения и закрывать границы, нужно дать возможность делать бизнесу то, что ему необходимо. Сейчас в российской экономике с очень сильным государственным сектором это трудно сделать.

глава совета директоров All.me

— Чтобы иностранные инвесторы не боялись вкладывать деньги в Россию, нужно улучшить инвестиционный климат. Чтобы этого добиться, должно быть правовое поле. Потому что первое, что делает зарубежный инвестор, — смотрит судебные законы страны, куда собирается вложить деньги. Второе — изучает компании.

Многие аналитики сравнивают систему в Америке и Европе, которой уже больше 100 лет, с российской экономикой. Это несопоставимые вещи. Инвесторы доверяют больше всего тем местам, где действует английское право. Они идут туда, где понимают, что завтра они не будут зависеть от того или иного чиновника. Завтра никто никого не будет подкупать. Завтра никто не окажется родственником кого-то, кто будет лоббировать те или иные интересы.

Бизнес всегда идет в те места, отрасли и юрисдикции, где есть комфорт. И этот комфорт начинается с правового поля.

коммерческий директор Digitain

— Для многих зарубежных инвесторов страшно пойти и хоть что-то вложить в постсоветские страны. Могу предположить, что это связано с политической и экономической нестабильностью в России. Для инвесторов из-за рубежа уровень коррупции очень важен.

Наша компания много общается с зарубежными инвесторами. Мы видим, что для большинства предпринимателей страны СНГ — это непонятные джунгли. У нас другие традиции, бизнес-атмосфера, менталитет, нет прозрачности в информации.

Российскому бизнесу нужно больше участвовать в выставках и конференциях, где иностранцы увидят наши продукты. Это может помочь убрать барьеры. То есть не ждать, пока зарубежные инвесторы самостоятельно придут, а самим рекламировать страну.

вице-президент по стратегии Quantstamp

— Когда инвесторы планируют вложить деньги, они не спрашивают себя: «Это классная компания?» Они спрашивают: «Это хорошее место для бизнеса?» Они рассматривают страну. Если она кажется им подходящей, то тогда зададут еще один вопрос: «Какие компании здесь самые лучшие?»

В России много талантливых людей, и это привлекает инвесторов. Но есть серьезные геополитические проблемы. А предприниматели не существуют сами по себе. Им нужны инвесторы, банки, наставники, корпорации.

Одна из многих причин успеха Силиконовой долины в том, что у них все сосредоточено в одном месте. Это исторически то, что сделало ее успешной, и то, чего не хватает России.

Для создания такой экосистемы правительству нужно предоставлять больше налоговых льгот. Если такая экосистема будет построена, Россия сможет привлечь больше внешнего капитала.

французский футболист, генеральный директор FIFA Foundation

Юрий Джоркаефф
Юрий Джоркаефф

— Все зависит от сферы и технологий, в которые инвесторы решили вложить свои средства. Если я француз и живу во Франции, я не буду просто так инвестировать в Армению. Но я могу поехать в Армению и инвестировать в бизнес или технологию, которую понимаю.

Мне кажется, если не живешь и ни разу не был в стране, в которую собираешься инвестировать, то сложно осознать менталитет ее людей. А это может создать барьеры. Поэтому я понимаю, почему люди боятся — они больше предпочитают инвестировать в знакомые им страны.

президент Нигерийской ассоциации информационных технологий (Information Technology Association of Nigeria, ITAN). Вице-председатель WITSA по Африке

— Многие инвесторы хотят вкладывать средства в разные страны, в том числе в Россию. Но они очень беспокоятся о том, насколько их инвестиции будут в безопасности. А безопасности всегда не хватает. Так что в первую очередь правительство должно показать инвесторам, что их бизнес защищен.

Во-вторых сделать российские продукты доступными для большего количества людей. Нужно, чтобы российские технологии были более публичными. Для этого необходимо чаще рассказывать о них в СМИ, больше рекламировать. Этому тоже может способствовать государство. Много иностранных инвесторов плохо осведомлены о российском бизнесе, и в этом проблема.

Поделиться

Материалы к статье

Анна Хохлова

Виджеты

Мой портфель

Вы недавно смотрели

Котировки

RGBI
00:00
99,11
0,07%