Инвестиции
Реклама, Банк ВТБ (ПАО), 0+
·
IPO
0

Инфобомба от CEO и программные сбои: 6 самых провальных IPO XXI века

Социальная сеть, сервис такси, разработчик лекарств — самые разные компании терпели неудачи при выходе на биржу. Рассказываем, что пошло не так при шести худших IPO последних лет
Инфобомба от CEO и программные сбои: 6 самых провальных IPO XXI века
(Фото: Nasdaq / Facebook)

7 октября состоялось первое за несколько лет IPO на российском рынке: на биржу вышла судоходная компания «Совкомфлот». В первые полтора часа торгов акции упали более чем на 10%. Позднее котировки начали восстанавливаться и спустя три дня после IPO почти достигли цены размещения в ₽105, составив ₽103 на конец дня 9 октября. 

Есть немало примеров, когда ценные бумаги крупных и популярных брендов за короткий срок теряли в цене десятки процентов и несли убытки покупателям акций. Именно так случилось со следующими шестью компаниями.

Впервые этот текст был опубликован 9 декабря 2019 года.

Сервис такси Uber вышел на биржу в мае 2019 года. Morgan Stanley и Goldman Sachs, которые готовили Uber к первичному размещению, оценили клиента в $120 млрд. Сама компания проявила осторожность, учитывая опасения инвесторов по поводу растущих убытков компании.

(Фото: Oli Scarff / Getty Images)

Поэтому Uber вышел на IPO с оценкой $82 млрд, а первоначальная цена акций составила $45. Осторожность оказалась оправданной: в первый же день торгов акции упали на 7,6%, а следующие торги завершились снижением на 11%. С момента IPO они подешевели на 15,8% и по состоянию на 9 октября 2020-го торгуются на уровне $37,85 за бумагу.

Эксперты объясняли слабый спрос на акции значительными убытками Uber. За десять лет существования компания так и не сумела получить прибыль и на IPO вышла с чистым убытком в $1 млрд.

Тем не менее первичное размещение акций Uber стало одним из крупнейших в истории. Компания выручила $8,1 млрд, а ее капитализация составила $76 млрд. По второму показателю на момент IPO она оказалась на третьем месте в США после Alibaba и Facebook, а по объему привлеченных средств — на девятой строчке.

30 секунд до инвестиций: как Джаред Лето вложился в Uber, Slack и Airbnb
Инвестиции,
30 секунд до инвестиций: как Джаред Лето вложился в Uber, Slack и Airbnb

Производитель смартфонов Xiaomi провел IPO в июле 2018 года. Компания выбрала в качестве площадки для размещения Гонконгскую биржу. Всего она выпустила 2,18 млрд акций, а их первоначальная цена составила 17 гонконгских долларов — то есть порядка $2,17 за штуку.

Инвесторы оценили компанию в $54 млрд, что в Bloomberg назвали значительным достижением. В ходе подготовки торгов в 2017 году предполагалось, что капитализация Xiaomi сможет достичь $100 млрд.

Однако ожидания не оправдались: производитель собрал $4,7 млрд вместо запланированных $10 млрд. В первый день торгов акции Xiaomi выросли до 19 гонконгских долларов ($2,42), но затем устремились вниз и к ноябрю 2019 года упали до 8,4 гонконгских долларов.

Недостаточный интерес инвесторов к акциям Xiaomi, был связан с их изначальной переоценкой, предполагали аналитики. Кроме того, котировкам мешала торговая война между США и Китаем.

Лишь в 2020-м акции перешли в рост и преодолели цену размещения: на 9 октября одна акция Xiaomi стоила 20,95 гонконгских долларов (около $2,7).

IPO социальной сети Facebook было самым ожидаемым с 2004 года, когда размещение акций на бирже проводил Google. Однако впоследствии IPO соцсети назвали «худшим выходом на биржу за несколько лет».

(Фото: Unsplash.com)

Facebook провел первичное размещение акций на бирже NASDAQ 18 мая 2012 года. Тогда социальную сеть оценили в $104 млрд, а первоначальная цена акций составила $38 за бумагу. Организатором IPO стал банк Morgan Stanley. Спрос на бумаги компании был высоким: в банке даже решили увеличить объем размещения — но зря.

В первый день торгов котировки акций Facebook взлетели до $45, однако вскоре развернулись и завершили день всего на $0,23 выше цены размещения. Facebook удалось остаться в плюсе лишь потому, что Morgan Stanley активно скупал акции, чтобы хоть как-то поддержать котировки.

В последующие два дня акции в совокупности подешевели на 20%. Изначальных $38 акции Facebook сумели достичь лишь в августе 2013 года.

Падению акций в первый день торгов также способствовал сбой в системе на бирже. Из-за этого инвесторы в течение нескольких часов не могли понять, исполняются ли их заявки. Кроме того, они исполнялись некорректно — поэтому многие игроки не сумели купить акции по заявленной цене.

Тем не менее, Facebook разместил 421,2 млн акций и привлек $16 млрд. Это сделало IPO компании одним из крупнейших за всю историю биржевой торговли в США. Несмотря на неудачный старт, Facebook сумел успешно распорядиться привлеченными средствами. Сейчас акции соцсети торгуются по цене в семь раз выше, чем в первый день торгов.

Еще одной жертвой сбоя стала американская BATS Global Markets, владеющая несколькими электронными фондовыми биржами и торговыми системами, а также предлагающая финансовые услуги.

В марте 2012 года компания решила провести IPO на собственной торговой площадке. К продаже предлагались 6 млн бумаг по начальной цене $16 за акцию.

В первые же секунды в программном узле определения лучшей стоимости произошел сбой. В результате котировки рухнули до $0,04 за штуку — то есть обесценились в 400 раз. Торги были остановлены, а позже IPO и вовсе отменено. Повторной попытки выйти на биржу компания так и не предприняла.

IPO биотехнологической компании Omeros стало главным провалом 2009 года. В то время Omeros проводила третью фазу испытания препарата для улучшения работы суставов. Руководителям фармацевтической компании необходимы были дополнительные деньги для завершения испытаний.

(Фото: Pixabay)

Omeros вышла на биржу 7 октября 2009 года. В компании надеялись привлечь $80 млн по цене одной акции $10. Однако собранная сумма составила всего $62 млн. Кроме того, из 42 компаний, которые провели IPO в 2009 году, акции Omeros теряли цену самыми быстрыми темпами. В первый день торгов они упали на 3%, а к концу месяца снижение достигло 47%.

Падению акций способствовала новость о том, что прямо перед запланированным IPO бывший генеральный директор Ричард Кляйн обвинил компанию в фальсификациях для получения грантов Национального института здравоохранения (NIH) США.

Спустя почти ровно 11 лет бумаги Omeros торгуются всего на $0,94 выше цены IPO.

В 2006 году компания интернет-телефонии Vonage управляла более чем половиной североамериканского рынка голосовой связи. Однако бизнес оказался неприбыльным. Из-за высоких затрат компания за пять лет потеряла $310 млн. К 2006 году доминированию Vonage начали угрожать конкуренты, вышедшие на рынок с аналогичными услугами.

Чтобы собрать деньги на развитие в сложных условиях, компания вышла на IPO в мае 2006 года. Она выпустила акции по $17 за бумагу, надеясь выручить $531 млн. Однако руководство Vonage провело IPO необычным образом: предложило 13,5% акций, выпущенных для IPO, напрямую своим клиентам.

Для этого организаторы размещения создали специальный сайт, чтобы клиенты могли покупать акции онлайн. По иронии судьбы, технологическая компания была уничтожена техническими неполадками. Из-за сбоя в работе сайта клиентам поступало сообщение, что покупка и оплата не прошли.

В результате акции компании подешевели на 30% только за первую неделю торгов. А через несколько дней клиентам сообщили, что их запрос на покупку был успешен, но они должны ее оплатить. Разгневанные инвесторы подали в суд на организаторов IPO и компанию.

С тех пор прошло больше 14 лет, а котировки Vonage так и не достигли цены размещения: на торгах 9 октября 2020 года за одну бумагу давали $10,56.

В сервисе «РБК Инвестиции» можно купить или продать акции, облигации или валюту. Сделки проходят онлайн, вы не потеряете деньги на больших комиссиях, а в качестве партнера-брокера выступает банк ВТБ. Начните с открытия счета. Это займет не более пяти минут.

Ложная стратегия: 6 ошибок начинающего инвестора
Обучающие материалы

Поделиться

Материалы к статье

Валентина Гаврикова