Не все золото, что спасает: куда инвестировать, если неспокойно на рынках
Защитные активы — это финансовые инструменты, которые в меньшей степени реагируют на экономические и геополитические потрясения. Если стоимость таких активов меняется, то не резкими скачками, а постепенно. При этом они остаются ликвидными — защитный актив всегда можно продать или купить, несмотря на рыночные настроения.
Активы с пониженным риском в 2019 году пользовались особым вниманием инвесторов в связи с торговой войной между США и Китаем, которая не раз становилась причиной снижения биржевых индексов и отдельных акций. Градус неопределенности в условиях этой войны повышался тем, что, с одной стороны, американские и другие крупные индексы находятся у исторических максимумов, а с другой, что на рынке проявились признаки возможной рецессии.
Индекс широкого рынка S&P 500 с начала 2019 года вырос более чем на 28%, индекс NASDAQ Composite — на 34%, индекс Московской биржи — на 28%, японский Nikkei 500 — на 22%, европейский DAX — на 25%.
Золото принято называть главным защитным инструментом инвестора в период экономических кризисов.
«Золото стало восприниматься как «тихая гавань» в 2008–2009 годах, — отмечает генеральный директор компании «Иволга Капитал» Андрей Хохрин. — В 2009 году начался длительный подъем металла, завершившийся пиком 2011 года. В течение этих и последующих лет и возникла формулировка про золото как защиту от кризисных явлений. В 2008-м золото сперва падало синхронно с ценными бумагами — тогда всем нужны были доллары. Но наступила эпоха дешевых денег, и золото совершило свой величественный подъем с $650 до $1920 за унцию».
Со времен кризиса 2008–2009 годов цены на золото успели взлететь, затем снизиться, а концу 2019-го подняться к отметке $1500. Нынешняя цена, превышающая средние значения последней пятилетки, — следствие активной покупки центробанками мира для пополнения резервов, объясняет Хохрин.
Однако со статусом золота как ведущего защитного актива согласны не все эксперты.
«В 2009–2011 годах золото росло в цене с ускорением, — поясняет управляющий партнер EXANTE Алексей Кириенко. — Причиной является ответ центробанков на замедление экономики: накачка монетарной системы деньгами подспудно накачивает цену золота. Этот же механизм в меньшем масштабе мы видели в 2019 году — золото росло в ответ на смягчение политики центробанков. В частности, с мая по сентябрь оно подскочило на 22%, с $1270 до $1550. Это означает, что если мировая экономика потребует новых стимулов, ставка на рост золота выглядит вполне разумной. Однако если рынки полетят в пропасть, то лихорадка может повредить и этому драгоценному металлу».
Нынешний взлет золота связан со спросом центробанков, добавляет Андрей Хохрин, но в близкой перспективе этот спрос снизится или прекратится. В такой ситуации золото может оказаться под давлением предложения, поскольку сейчас металл торгуется с колоссальной премией от $650 до $850 за унцию. Такая премия способна поддерживаться только при ажиотажном спросе, поэтому любое сокращение спроса с легкостью может вернуть металл к $1000 и ниже.
Суверенные облигации — другой способ надежно вложить деньги. Поскольку надежность таких облигаций обеспечивается государством, то в большинстве случаев главной угрозой подобной инвестиции является дефолт. В некоторых странах, например в США, вероятность дефолта почти нулевая, поэтому гособлигации этой страны считаются высоконадежными. К минусам такого инструмента в первую очередь можно отнести высокую стоимость и относительно низкую доходность — последняя у гособлигаций не всегда обгоняет темпы инфляции.
«Облигации — хороший вариант, но есть своя специфика: надежные имена сейчас стоят дорого и дают низкую доходность, — поясняет начальник управления инвестиционных стратегий «БКС Брокера» Виктор Бондарович. — После кризиса важно вовремя покинуть долговой рынок, так как переток активов из инструментов с фиксированной доходностью в акции вызовет падение цен на облигации».
Для защиты от рисков аналитики рекомендуют включать в инвестиционный портфель валюту. В первую очередь — доллар США, интерес к которому на рынке повышается в периоды экономического спада. В список можно внести и швейцарский франк, однако ликвидность этой валюты ограничена. Долгое время подходящей валютой для снижения рисков было евро, но в связи с Brexit надежность этой валюты пошатнулась.
Помогают сохранить капитал и некоторые акции. В частности, к ним относятся американские акции, уточняет Виктор Бондарович: «Дивиденды в Штатах начисляют раз в квартал, что позволяет получить предсказуемый поток платежей. Безусловно, акции — волатильный инструмент, стоимость их может сильно меняться в кризисные времена. Но при этом инвестор будет получать дивиденды, которые часто растут год к году, а когда экономический спад закончится — дивидендные акции вырастут вместе с другими».
Защитным инструментом можно считать и акции российских компаний, уверен Андрей Хохрин. Причины две: низкая стоимость (акции ниже мировых значений примерно вдвое) и высокий дивидендный поток (5% годовых и более, что выше официальной инфляции).
«Есть еще пара плюсов, — добавляет Хохрин. — Акции номинированы в рублях. А рубль при современном глобальном кредитном навесе — объективно валюта защитная, ибо не имеет того самого навеса. Кроме того, цены акций индексируются вместе с инфляцией. Даже если упадет отечественная валюта или если упадет доллар, цены пересчитаются с учетом валютных ослаблений».
Вывод: универсального инструмента для сохранения капитала в периоды кризисов не существует. Золото, которое долгое время считалось таковым, тоже нельзя назвать самым верным способом защититься от рисков. В такой ситуации стоит задуматься над включением в свой портфель сразу нескольких видов активов: государственных облигаций, стабильных валют, золота, акций надежных компаний.
Начать инвестировать можно прямо сейчас на РБК Quote. Проект реализован совместно с банком ВТБ.
Материалы к статье