Крах Barings: как один трейдер сумел разорить старейший английский банк
Вечером 23 февраля 1995 года сотрудники сингапурского отделения Barings нашли на рабочем месте главы отдела деривативных продаж Ника Лисона написанную от руки записку с надписью: «Извините». Сам Лисон в этот момент уже летел из Сингапура в Куала-Лумпур. Он убегал.
Аудиторы банка уже обнаружили причину получения убытка в размере £827 млн ($1,3 млрд). Как выяснили проверяющие — убытки были получены из-за торговых операций с фьючерсами и опционами, проведенных Лисоном. При этом трейдер совершал откровенные махинации и нарушал одобренную руководством стратегию торговли деривативами.
Через три дня — 26 февраля 1995 года старейший торговый английский банк, в котором свои деньги держала даже британская королева, не смог справиться с такими потерями и объявил о своей неплатежеспособности.
Всего за месяц до этого никто не мог даже представить, что с таким банком как Barings может что-то случиться. «Мы были банком с гербом, а не торговой маркой» — сказал впоследствии один из сотрудников банка.
Как же одному трейдеру удалось обанкротить банк британского истеблишмента? Но сперва, немного другой истории.
Банк Barings — был основан сыновьями немецкого торговца-иммигранта Фрэнсисом и Джоном Барингами в 1762 году. Первоначально банк финансировал торговые сделки с Голландией и вел учет торговых векселей.
К началу 19-го века банк стал одним из крупнейших и авторитетнейших банков в Англии. В 1803 году он даже был привлечен посредником для совершения сделки при покупке Соединенными Штатами французских колоний в Северной Америке — к «Луизианской сделке».
C 1843 года по 1871 год Barings был эксклюзивным агентом правительства США. В 1845-1849 по распоряжению британского правительства банк финансировал поставки американской кукурузы в Ирландию во время массового голода. При этом банк не брал комиссию с этих поставок.
К концу 19-го века Barings совершал сделки на международном рынке ценных бумаг, организуя размещения облигаций в США, Канаде, Аргентине и Уругвае. Кстати в 1890 году Barings столкнулся с серьезными финансовыми проблемами, вызванными с долговым кризисом правительств Аргентины и Бразилии.
Кризис даже получил название «Кризис Баринга», а сам банк был спасен от неприятностей только благодаря поддержке Банка Англии. Впоследствии банк начал вести более умеренную политику, зарекомендовав себя как крупный и надежный банк.
В начале 20-го века значительными клиентами банка стали члены королевской семьи, включая монарха — Георга V. В годы Второй Мировой войны английское правительство пользовалось услугами банка при продаже ценных бумаг, предприятий и недвижимости по всему миру чтобы выручить деньги, необходимые для ведения войны.
Barings развивался вместе во всем финансовым миром, распространяя свою деятельность на разные рынки и открывая филиалы по всему миру. Так было пока ключевую роль в его истории не сыграл трейдер деривативов из сингапурского филиала.
Как выяснил аудит, Ник Лисон совмещал две должности — руководителя отдела сингапурского филиала по торговле производными ценными бумагами и руководителя бэк-офиса. Иными словами, текущей проверкой деятельности Ника Лисона в Сингапуре занимался сам Ник Лисон.
Это позволило ему начиная с 1992 по 1995 год скрывать убытки в отчетах перед головным офисом. К декабрю 1994 года убытки от операций с фьючерсами и опционами на сингапурской бирже SIMEX достигли £200 млн. В отчете Лисона была указана прибыль в £192 млн.
Но это было далеко не все. Ник Лисон решил «отыграться». Он открыл субсчет № 88888. Через него он переводил средства дочерних компаний банка, используя эти деньги для игры на фьючерсах.
17 января 1995 года в японском городе Кобе произошло землетрясение. Индекс Nikkei снизился на 0,5%. Лисон предположил, что индекс быстро восстановится и увеличил позиции фьючерса на рост Nikkei. Но землятресение оказалось сильнее чем предположил трейдер — на восстановление Кобе ушло впоследствии $102 млрд (2,5% ВВП Японии). Уже через неделю снижение индекса Nikkei составило 8%, а убытки сингапурского филиала Barings скрыть уже было невозможно.
5 марта 1995 года нидерландская финансовая группа ING приобрела Barings всего за £1.
Ник Лисон был задержан в аэропорту Франкфурта, передан властям Сингапура, где был осужден на шесть с половиной лет. В тюрьме он отбыл четыре года и был освобожден в связи с онкологическим заболеванием. Впоследствии Лисон написал две автобиографические книги: «Как я обанкротил «Бэрингз». Признания трейдера-мошенника» и «Вернуться с края. Справиться со стрессом», в которой он описывает свое лечение и выздоровление.
Начать инвестировать можно прямо сейчас на РБК Quote. Проект реализован совместно с банком ВТБ.
Материалы к статье