Уроки истории: как разведение тюльпанов привело к биржевой катастрофе
Всемирно известная тюльпаномания охватила Голландию в 1635–1637 годах. В то время как Европа стонала от Тридцатилетней войны, жители Нидерландов ожесточенно сражались за право подороже продать луковицы тюльпанов.
Никто не знает достоверно, почему людей охватило тюльпанное безумие. Предполагается, что впервые им заболела Османская империя, где тюльпаны разводили для удовольствия султанов. В империи этот цветок считался символом любви Аллаха к верующим, стоил больше драгоценностей и ценился намного дороже, чем человеческая жизнь.
Тюльпаны попали в Стамбул из Персии в 1055 году, а в XV веке они стали символом османов. У султана Мехмеда II было 12 садов с тюльпанами, за которыми ухаживали 920 садоводов.
В Западной Европе цветок оказался в середине XVI века: первый тюльпан, о котором достоверно известно, расцвел в немецком Аугсбурге весной 1559 года. В Голландию тюльпаны привез в 1593 году французский ботаник Карл Клузиус, который ранее ухаживал за садами императора Фердинанда I.
Почва Нидерландов оказалась благодатной для выращивания этих цветов. К тому же из-за войны в страну перебралось много беженцев, среди которых были и богатые ценители тюльпанов. Так что вторая волна тюльпанной лихорадки разразилась уже в Голландии.
Бум тюльпанов в Европе начался после того, как некоторые владельцы тюльпанов заметили, что со временем лепестки цветов приобретают пестрый рисунок. Это было настолько необычное и редкое явление, что такие тюльпаны начали цениться буквально на вес золота. Лишь в XX веке стало известно, что лепестки тюльпанов меняют цвет из-за вируса, которым заболевают луковицы цветов.
Второй возможной причиной тюльпаномании называют эпидемию холеры 1633–1635 годах. Из-за высокой смертности в Нидерландах стало не хватать рабочих рук. Благодаря этому увеличился спрос на рабочую силу и выросла оплата труда. У простых голландцев появились лишние деньги, и, глядя на тюльпанное безумие богатых, они стали вкладываться в эти цветы.
Очень быстро цветоводство превратилось в азартную игру, в которой начали участвовать все, у кого был хотя бы небольшой клочок земли. Наибольшую популярность приобрел редкий сорт Semper Augustus («Вечный август») — белые бутоны с прожилками красного цвета.
В 1623 году одна луковица Semper Augustus стоила 1 тыс. флоринов (примерно ₽6,5 млн на текущие деньги), а в самый разгар лихорадки цены на этот сорт подскочили до 4,6 тыс. флоринов. Свинья в то время стоила 30 флоринов, а корова — 100 флоринов. Работающие голландцы в среднем получали 150 флоринов в год.
Правда, торговать луковицами цветов можно было только с мая по октябрь. В мае луковицы их выкапывали из земли после цветения, а в октябре сажали в землю до весны. В остальное время рынок замирал.
Предприимчивые голландцы вскоре нашли выход. С осени 1634 года садовники начали продавать луковицы, находившиеся еще в земле, обязуясь передать их покупателю на следующее лето. Совершая такую сделку, покупатели рисковали. Но риск компенсировался тем, что в мертвый сезон луковицы стоили дешевле. Летом же их можно было перепродать с большой прибылью.
Спрос на тюльпаны достиг невиданных высот. Торговля цветами переместилась на фондовую биржу Амстердама. В провинциях — Роттердаме, Харлеме, Лейдене, Хорне — луковицами торговали в тавернах. Такие импровизированные биржи получили название «коллегии».
Следующий шаг был сделан в 1635 году, когда появились «бумажные тюльпаны» — прообразы современных фьючерсных контрактов. Спекулянты на биржах начали заключать контракты на продажу и покупку луковиц. Контракты XVII века представляли собой расписки, которые можно было много раз перепродавать друг другу. Так началась активная спекуляция контрактами.
К началу 1637 года безумие достигло пика, а тюльпанная лихорадка превратилась в мыльный пузырь. Многие голландцы побросали работу, чтобы посвятить себя торговле на бирже, а крестьяне не выращивали ничего, кроме тюльпанов.
Один контракт за день мог перепродаваться несколько раз — каждый раз по более высокой цене. На бирже делались состояния, и спекулянты потеряли чувство реальности, полагая, что цены на цветы будут расти вечно.
В конце 1636 года садоводы предупредили игроков, что число «бумажных тюльпанов» намного превысило их возможности. Из-за резкого увеличения спекулянтов цены начали колебаться все быстрее. Долго такое положение продолжаться не могло.
3 февраля 1637 года на рынке тюльпанов случился биржевой крах. Спрос на тюльпаны резко упал, и на бирже почти не оказалось покупателей. Продавцы запаниковали, что привело к массовым продажам контрактов — все хотели получить сначала заработанные, а потом хотя бы вложенные деньги. Рынок рухнул в одночасье. За короткое время стоимость тюльпанов упала в сотни раз. Тысячи голландцев разорились.
Исследователи расходятся в том, что произошло дальше. Дело в том, что из-за скудности и неполноты исторических свидетельств в точности восстановить картину невозможно.
Британский журналист XIX века Чарльз Маккей в своей книге писал, что «коммерция страны находилась в состоянии глубокого шока, от которого она оправилась лишь много лет спустя». Аналогичного мнения придерживается влиятельный экономист XXI века Бертон Малкиел: «шок от взлета и падения (цен на тюльпаны) привел Голландию к продолжительной депрессии, которая не пощадила никого».
Другие исследователи считают, что в действительности никакого экономического кризиса, шока или хотя бы мягкой рецессии не произошло, поскольку так называемый золотой век Нидерландов продолжался до конца XVII века.
Рынок редких тюльпанов восстановился после катастрофы за два года. Цены вновь выросли, достигнув 1 тыс.и флоринов за луковицу, а затем начали плавное снижение до 100–200 флоринов. Редкие пестролистные тюльпаны со временем вымерли. Число тюльпановых хозяйств сократилось, но эта отрасль не исчезла совсем, а стала визитной карточкой Голландии.
Больше интересных историй и новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Материалы к статье