Прогулка с единорогами: стартап Notion, который спасает от рабочего хаоса
Стартап: Notion Labs
Чем занимается: приложение, которое совмещает в себе заметки, документы, таблицы, базы данных, вики-страницы, планировщик задач и управление проектами
Страна: США
Оценка: $2 млрд
Привлеченный капитал: $60 млн
С кем конкурирует: Coda, Slack, Evernote, Jira, OneNote, Trello и другие сервисы для решения командных задач
The New York Times относит компанию Notion Labs к группе стартапов, способных пережить встряску, которую устроила для Кремниевой долины пандемия коронавируса. Разрабатываемые компанией инструменты помогают людям эффективно работать на удаленке — важное качество для сотрудников, массово переехавших домой из офисов. Notion объединяет в себе управление проектами, заметки, базы данных, вики, документы, таблицы и помогает людям без технического бэкграунда работать над созданием программного обеспечения. Единственный способ монетизации — платная подписка, стоимость которой варьируется от $5 до $25 в месяц.
Стартап основал выпускник Университета Британской Колумбии Иван Чжао. Первую версию программы разрабатывали три года. В 2016-м вышел Notion 1.0, но особого интереса у пользователей проект не вызвал. К тому моменту деньги у стартапа закончились, Чжао пришлось занимать еще $150 тыс., чтобы компания оставалась на плаву.
Следующие два года ушли на то, чтобы «перепридумать» сервис, и в 2018-м вышел Notion 2.0. Продукт заметили. Новую версию Notion издание Product Hunt назвало продуктом месяца, постепенно им начали пользоваться сотрудники самых разных компаний — от таких же небольших, как сам Notion, проектов до гигантов вроде Samsung. В 2020 году Notion привлек $50 млн от компании Index Ventures. В ходе этого раунда инвестиций проект оценили в $2 млрд.
Notion имеет статус «единорога», то есть компании, оцененной более чем в $1 млрд. Но, несмотря на это, проект остается небольшим. В штате 42 человека. Основатель объясняет малочисленность так: «У «Моби Дика» был один автор. Добавьте еще одного писателя, и вы не обязательно получите «Моби Дика» лучшего качества. И не факт, что он даже будет написан быстрее».
Такая скромность отличает Notion от многих других стартапов, пишет Techcrunch. Молодая компания годами не отвечала взаимностью заинтересованным инвесторам и в буквальном смысле не хотела брать у них деньги. «У нас были возможности привлечь намного больше средств, но у нас никогда не было мысли, что появись у нас больше денег, мы начнем расти быстрее», — цитирует Techcrunch операционного директора Акшая Хотари, по словам которого как минимум последние полтора года проект остается прибыльным.
Хотари также известен высказыванием о том, что Notion легко мог привлечь больше $50 млрд. Но и этого капитала проекту якобы хватит на десять лет деятельности.
Венчурные инвесторы долгое время безуспешно забрасывают Notion предложениями. В ход идут не только электронные письма с просьбой встретиться и обсудить возможные инвестиции, рассказывает The New York Times. Инвестиционные фонды присылают основателям компании бумажные письма, пирожные, печенья, лакомства для домашних питомцев и многое другое. Но взаимным интересом Notion не отвечает. Это закрепило за стартапом репутацию компании, которая питает неприязнь к венчурным капиталистам.
«Мы определенно хотим построить большую компанию, компанию, которая в итоге станет публичной. Но пока для большинства подобных вещей еще слишком рано. Наш приоритет — оставаться небольшими, — объяснил Хотари политику Notion. — И для протокола: мы не ненавидим венчурных капиталистов».
В списке инвесторов Notion:
- Шана Фишер (инвестировала в Pinterest)
- Навал Равикант (создатель сервиса для стартапов AngelList, инвестировал в Twitter и Uber)
- Рам Шрирам (один из первых инвесторов Google, член совета директоров компании)
- Айдын Сенкут (инвестировал в Shopify и Fitbit)
- Элад Гил (инвестировал в Airbnb, Square, Pinterest)
- Майк Вернал (партнер в Sequoia Capital)
Все материалы нашего проекта доступны в Яндекс.Дзене. Подпишитесь, чтобы быть в курсе.
Материалы к статье