Платежка за свет: как электроэнергетика справится с падением выручки
За первый пять месяцев 2020 года потребление электроэнергии в целом по России снизилось на 2,9%, если не учитывать дополнительный день високосного года. При этом на самый кризисный месяц — май — пришлось падение на 5,5%. Правда, первые данные за июнь показывают, что уменьшение спроса замедлилось до 2%, а в целом по итогам года падение, на мой взгляд, составит примерно 3%. Значит ли это, что энергетика устояла и инвесторам не стоит отказываться от вложений в энергокомпании, чьи акции активно торгуются на фондовом рынке?
Ответы на эти вопросы зависят не только от восстановления спроса. Как и вся российская экономика, электроэнергетика за последние 20 лет пережила несколько кризисов. И ключевой проблемой всегда было не падение потребления, а сокращение свободных средств. По данным Минэнерго России, в апреле уровень собираемости платежей за электроэнергию снизился по сравнению с прошлым годом на 7%, за тепло — на 12%, при этом в перспективе он может упасть еще больше — ниже 20% в целом по году. Этому способствует не только тяжелое положение большинства предприятий и бизнеса, но и введенный правительством мораторий на пени за неоплату услуг ЖКХ.
При этом различные игроки — генерирующие, сетевые, сбытовые компании — пытаются разными способами закрыть дырки в денежном потоке, который по итогам года в среднем по отрасли может упасть примерно на 3%. Способы улучшения этой ситуации уже известны.
В первую очередь это работа с инвестиционными затратами. Компании отказываются от недавно начатых строек, не связанных с надежностью и качеством энергоснабжения. Перенос сроков строительства позволит сохранить часть ресурсов, но такой метод подходит только тем, у кого велика доля подобных инвестиционных затрат, в первую очередь сетевым компаниям.
Электроэнергетические компании бывают нескольких видов. Например, генерирующие производят электроэнергию, это компании-электростанции. А сетевые — занимаются доставкой энергии к потребителю. Это компании-провода.
Генерирующим компаниям такие отсрочки тоже помогут выжить, но у них объем строительства сейчас невелик и есть риск получить штрафы за несвоевременный ввод объектов. Намного опаснее недофинансирование текущих ремонтов, вспомним, как в 1990-е годы хронические неплатежи приводили к многочисленным авариям. Особенно это плохо для компаний, снабжающих теплом небольшие регионы с ограниченными ресурсами.
Поэтому сильно сокращать инвестиции нельзя. Думаю, что это возможно в пределах не более 10% выручки компаний в целом по России. Причем некоторые компании, практически не имеющие инвестиционных затрат, не смогут воспользоваться таким методом экономии.
Вторым способом является повышение собираемости платежей. Но как это сделать в ситуации разорения многих бизнесов и бюджетных ограничений, а также невозможности взыскать платежи вовремя?
Здесь поможет индивидуальный подход к работе с потребителями. С наиболее крупными предприятиями обсуждаются гибкие графики платежей с учетом вынужденных простоев и невозможности работать, кто-то договаривается и об обнулении штрафных санкций. Логика понятна: не выживет потребитель, энергетики потеряют выручку. Также важно, чтобы вовремя платили зависимые от бюджета потребители, на это уже обратил внимание президент, много будет зависеть от ведомств и региональных властей.
Потребители всегда были чувствительны к постоянному росту платежей за энергоресурсы. Российскому правительству предстоит определиться: надо ли повышать тарифы на энергоресурсы так, как планировали до кризиса. Надо помнить, что рост тарифов на газ автоматически поднимет тарифы на электроэнергию, тепло, воду и далее по цепочке. Замечу, что сейчас стоимость газа на оптовых биржах Европы в полтора раза ниже, чем для потребителей в России.
Так что потенциал для подобных мер оптимизации еще меньше, чем для сокращения инвестиционных программ. Но обойтись без них точно не получится.
Третий способ, которым пользуются энергетики повсеместно, это сокращение операционных расходов. Часть сотрудников перевели на удаленную работу, отменили программы обучения и повышения квалификации, кроме дистанционных. Энергетики сократили транспортные, командировочные и представительские расходы. Конечно, в целом эти меры дадут меньший эффект, чем сокращение инвестиций и работа с потребителями, но компании с большой долей персонала в общих затратах получат ощутимую экономию.
Сократить кассовый разрыв поможет и работа с долговой нагрузкой, чтобы обслуживание кредитов было больше растянуто по времени и обходилось дешевле. Наконец кто-то может эффективнее использовать остатки на счетах при оптимизации капитальных и операционных расходов. Но это варианты, скорее, для наиболее крупных и устойчивых игроков, таких как «Россети», а также больших генерирующих компаний и отдельных сбытовых компаний, которые доставляют энергию домохозяйствам.
Все материалы нашего проекта доступны в Яндекс.Дзене. Подпишитесь, чтобы быть в курсе.
Материалы к статье