Многие эксперты считают перегретыми акции Tesla, недавно ставшей самым дорогим автопроизводителем мира. При этом компания Илона Маска производит в 25 раз меньше машин, чем занимающая второе место по капитализации Toyota.
Однако в последний месяц на рынке появилась компания, способная посоперничать с Tesla по уровню оптимизма инвесторов. Это автопроизводитель Nikola, который специализируется на электрогрузовиках. Электричество для них вырабатывается из водорода.
8 июля аналитик JP Morgan Пол Костер обновил рейтинг Nikola с «нейтрального» до эквивалента «покупать», сохранив целевую цену в $46. «Мы считаем, что акции недооценены при условии успешной реализации многолетней стратегии компании, которая предполагает EBITDA в размере $1,7 млрд в 2027 году», — написал Костер.
Он также выделил ряд потенциальных катализаторов для роста котировок в ближайшие недели и месяцы. Это производство пикапа Nikola Badger, развертывание водородных заправочных станций в Великобритании и США, а также ускоренный вывод грузовика Nikola на водородных топливных элементах (FCEV) на американский рынок.
Среди рисков, выделенных Костером, — возможность эмиссии акций для финансирования бизнеса, а также возможное наращивание долга. Еще он предупредил о вероятности продажи инвесторами бумаг по окончании lock-up-периода. Это определенное время, которое должно пройти после IPO и в течение которого нельзя продавать бумаги.
Вскоре после обновления рейтинга от JP Morgan основатель компании Тревор Милтон показал видео тест-драйва грузовика Nikola на водородных топливных элементах. По итогам торгов 8 июля бумаги выросли на 34%, до $54,03.
Nikola — стартап, который представил уже три модели грузовиков (One, Two, Tre), военный внедорожник Reckless и пикап Badger, но пока не произвел ни одной машины.
Ожидается, что серийное производство начнется не ранее 2021 года, однако прямо сейчас у компании нет ни одного собственного завода. Предполагается, что производством грузовиков займется совместное предприятие Nikola и CNH Industrial, принадлежащее семье Аньелли, которая владеет маркой Fiat.
По словам Милтона, в июне у Nikola были заказы на 14 тыс. грузовиков, что должно обеспечить ей до 2028 года выручку в $10 млрд. Он утверждал, что компания принимает 1,5 тыс. заказов в день. Один из крупнейших клиентов стартапа — пивоваренный гигант Anheuser Busch, объявивший о намерении приобрести 800 грузовиков.
В Nikola ожидают роста продаж с $150 млн в 2021 году до $3,2 млрд к 2024 году по мере роста производства. Forbes сообщал, что в 2024 году Nikola собирается продать или оформить в лизинг 7 тыс. машин с электромоторами и 5 тыс. грузовиков на водородных топливных элементах. Также компания собирается строить собственную сеть заправок, подобно Tesla.
По итогам 2019 года стартап сообщил об убытках на $188,5 млн. При этом внедорожник Badger может не быть выпущен, если автопроизводитель все же не найдет партнера для его выпуска.
Nikola разместила бумаги на бирже после сделки с VectoIQ — технической компанией для выхода на IPO.
4 июня бумаги VectoIQ сменил название на Nikola и получили тикер NKLA. В конце первого дня торгов их стоимость достигла $33,75 за штуку. При этом рыночная капитализация составила около $12 млрд, а основатель Тревор Милтон стал миллиардером.
Уже 8 июня бумаги Nikola взлетели более чем в два раза после объявления о начале приема заявок на Badger. Благодаря этому компания обогнала по капитализации Ford Motor и Fiat Chrysler Automobiles.
У Nikola Badger комбинированная силовая установка: в движение пикап приводят электромоторы, однако питаться они могут и от батарей, и от водородных элементов. Обещано, что Badger сможет проехать до 480 км на одной зарядке и вдвое больше при использовании водорода. В компании пообещали рассказать о Badger более подробно на мероприятии Nikola World 2020, которое должно состояться в Фениксе в начале декабря.
Акции Nikola отличаются высокой волатильностью. В июне они достигали отметки $93,99, а спустя несколько дней падали до $40.
По мнению Костера, это связано с высоким объемом торгов акциями Nikola и их ограниченным количеством — поэтому движение котировок в значительной степени обсусловлено трейдерами, которые ориентируются на краткосрочные спекуляции.
Nikola часто сравнивают с Tesla, а Тревора Милтона — с Илоном Маском. Как и основатель Tesla, харизматичный Милтон часто делает громкие заявления: например, после IPO он заявлял Forbes о переговорах «практически с каждым крупным производителем автокомпонентов в мире». В интервью Yahoo Finance Тревор говорил, что с Badger рассчитывает однажды «скинуть с трона» Ford с его F-150 — самым популярным пикапом в США.
Так же он высказывал в твиттере мнение, что против Nikola ведется информационная кампания в соцсетях.
«Мы отслеживаем негативные твиты, и большинство из них пишут не акционеры Nikola, а платные комментаторы. Они говорят, что продают все свои акции, только чтобы нагнать страху, говоря другим делать то же самое, что накручивается платными и настроенными против Nikola аккаунтами. Очевидно, эти атаки скоординированы», — утверждал Милтон. Он добавил, чтобы «те, кому мы не нравимся, не фолловили нас» и «мы добьемся своего, что бы вы ни сделали с нашими акциями».
Он призывал инвесторов отписаться от страницы для акционеров Nikola в Facebook с 10 тыс. подписчиками: «Если вы сидите в группе Nikola Shareholder NKLA в Facebook, то я бы рекомендовал вам покинуть ее. Она превратилась в биржевого манипулятора, и это печально. Я надеялся помочь им стать образовательной страницей для всех, пока она не скатилась так низко».
Другие аналитики расходятся во мнениях относительно перспектив стартапа — однако к их прогнозам стоит относиться с осторожностью, так как их всего двое.
Эксперт инвестиционного банка Cowen Джеффри Осборн в июне оценил потенциал Nikola как «выше рынка» и установил целевую цену в $79. Эксперт RBC Capitals Market Джозеф Спак посчитал справедливым ориентир в $46, заключив, что «Nikola — это больше бизнес-план, нежели бизнес».
Консенсус-прогноз FactSet (от всего трех аналитиков) по бумагам Nikola рекомендует их к покупке. Средняя целевая цена — $56,67.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Материалы к статье