Инвестиции
Отключить рекламу
Темная тема
РБК Comfort
Рубрики
Другие проекты

Последние новости

Минфин уточнил результаты аукциона по ОФЗ из-за неисполненных заявок
·
Новости
EUR 110,48
+1,77%
13 дек. 2024 г.
13 дек. 2024 г.
13 дек. 2024 г.
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
·
Акции на хайпе
0

COVID и проблемы с 737 MAX. Как акции Boeing откатились на 3,5 года назад

Проблемы с авиалайнером Boeing серии 737 MAX и массовое сокращение авиаперевозок обвалили акции на 64% за последний год. Эксперты не ждут скорого восстановления котировок
COVID и проблемы с 737 MAX. Как акции Boeing откатились на 3,5 года назад
(Фото: Fasttailwind / Shutterstock)

Стоимость бумаг на 1 марта 2019 года: $440,62 за акцию

Стоимость сейчас: $158 за акцию

Динамика: -64%

Причина снижения: неисправность в авиалайнере Boeing серии 737 MAX и отмена полетов из-за COVID-19

Перспективы: эксперты полагают, что акции Boeing восстановятся не ранее, чем через 3-4 года

Boeing — один из крупнейших в мире производителей авиационной, космической и военной техники. Компания была создана в 1916 году, ее первым проектом стал гидроплан.

Сначала Boeing производил мебель, одежду и лодки, потому что его продукция не пользовалась популярностью. Дела пошли в гору во время Первой мировой войны, когда концерну заказали гидропланы для морского флота.

Сейчас Boeing входит в тройку ведущих подрядчиков военно-промышленного комплекса США — вместе с Lockheed Martin и Raytheon. В гражданской авиации Boeing делит лидерство с европейским Airbus. Кроме того, концерн предоставляет сопутствующие услуги для коммерческих авиакомпаний.

С января 2020 года компанию возглавляет Дэвид Калхун. Акции авиастроителя входят в индексы Dow Jones и S&P 500. Компания торгуется на Нью-Йоркской фондовой бирже, NASDAQ, Лондонской фондовой бирже.

Акции Boeing в течение 10 лет выросли на 1450%. Однако в 2019 году котировки развернулись и за полтора года обрушились на 64%, до минимального уровня за 3,5 года. Мы выяснили, что случилось с компанией.

Один из крупнейших в мире производителей гражданских самолетов и военной техники с начала 2019 года находится в глубоком кризисе. К такому положению Boeing привели две причины.

Boeing 737 MAX. Авиастроитель столкнулся с трудностями еще в 2019 году. Из-за двух крушений самолетов Boeing серии 737 MAX перевозчики по всему миру приостановили эксплуатацию этой модели самолета.

Первая катастрофа произошла 29 октября 2018 года в Индонезии, где разбился Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Lion Air. Жертвами стали 189 человек. 10 марта 2019 года в Эфиопии разбился лайнер той же модели, принадлежащий Ethiopian Airlines. Погибли 157 человек.

Руководство Boeing признало, что причиной обоих катастроф стал сбой в работе системы MCAS (система улучшения маневренности — Maneuvering Characteristics Augmentation System). Репутация компании оказалась под вопросом.

Заказы на гражданские самолеты резко сократились. По итогам 2019 года выручка Boeing упала на 24% по сравнению с 2018-м. Компания также впервые за 22 года получила убыток — в размере $636 млн.

В январе 2020 года Boeing приостановил производство лайнеров модели 737 MAX. Это решение компания приняла после того, как Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) отказалось одобрить возобновление полетов лайнера до 2020 года.

Пандемия. Ситуацию усугубила вспышка коронавируса COVID-19. К февралю 2020 года вирус распространился по всему миру. Быстрый рост числа заболевших побудил страны перекрыть границы, остановить экономику и ввести карантин.

Следствием стало сильнейшее в мировой истории падение авиаперевозок. Авиакомпании поставили в ангар большую часть своего парка.

В совокупности за первые два квартала 2020 года клиенты Boeing отменили заказы на 382 самолета. За то же время концерн получил заказы всего на 59 лайнеров. Для сравнения за 2019 год клиенты заказали у Boeing 243 самолета.

Это сильно ударило по финансовым показателям Boeing. По итогам первого полугодия 2020 года компания отчиталась о чистом убытке в $3 млрд. При этом выручка обвалилась на 26% по сравнению с тем же периодом 2019 года, составив $28,7 млрд.

Чтобы удержаться на плаву, Boeing нарастил задолженность, в частности, использовав кредитную линию на $13,8 млрд. С конца 2019 года по конец второго квартала 2020 года чистый долг авиастроителя вырос на $ 24 млрд.

Починил 737 MAX. Весь прошлый год Boeing корректировал недостатки в конструкции и программировании 737 MAX. Сейчас профильный регулятор анализирует полученные данные.

Стремление вновь сертифицировать эту модель очень важно для концерна, отметил ведущий эксперт управляющей компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

  • Получение сертификата позволит не просто возобновить производство 737 MAX, но и поддержит ее многочисленных поставщиков. А также может остановить сокращение персонала.

  • Жесткие требования FAA хорошо известны, и если сертификационный полет пройдет удачно, то это облегчит компании продвижение самолета.
(Фото: Aerovista Luchtfotografie / Shutterstock)

По мнению экспертов, которых опросила The Wall Street Journal, Boeing 737 MAX полностью вернется в строй не ранее января-февраля 2021 года.

Отказался от дивидендов. На фоне падения доходов компания взяла курс на сокращение затрат. Его частью стал временный отказ от выплаты дивидендов. «Компания приостановит выплату дивидендов до дальнейшего уведомления», — заявило руководство Boeing в пресс-релизе от 20 марта.

Boeing выплачивал дивиденды с 1937 года. При этом в последние восемь лет они неизменно росли. Выплаты рассчитывались исходя из свободного денежного потока (FCF). Однако с середины прошлого года компания ежеквартально сообщала об отрицательном FCF. По итогам двух кварталов 2020 года показатель составил -$10,4 млрд.

Инвестидея: производство 737 MAX и спад пандемии поддержат акции Boeing
Boeing,
Инвестидея: производство 737 MAX и спад пандемии поддержат акции Boeing

Сократил штат. В конце мая Boeing сообщил о сокращении 12 тыс. сотрудников. В целом до конца года руководство авиастроителя запланировало уволить 10% персонала, насчитывающего 160 тыс. человек по всему миру.

Сокращения не только позволят компании сэкономить на зарплатном фонде. Это вынужденная мера, так как Boeing столкнулся с существенным снижением новых заказов и краткосрочными проблемами у клиентов, которые должны были забрать самолеты в этом году, прокомментировали положение в «БКС Брокер».

Прекратит производство Boeing 747. Сократить издержки также позволит отказ от строительства больших двухпалубных лайнеров серии 747, использующихся в дальних перелетах. Такое решение назревало давно, так как их производство не окупалось в течение последних нескольких лет.

К тому же из-за обвала авиаперевозок необходимость в знаменитых лайнерах с горбатым профилем резко упала.

Оборонные госконтракты. В сложившихся условиях компанию поддерживает на плаву ее оборонный бизнес. Продажи этого подразделения во втором квартале выросли на 9% по сравнению с первым кварталом 2020 года. Это ограничило падение совокупной выручки.

«Именно оборонные госконтракты способны обеспечить сохранение доходов Boeing, — пишет директор аналитического департамента ИК «Фридом Финанс» Вадим Меркулов. — С приходом Дональда Трампа объемы инвестиций в оборонную промышленность постоянно растут».

Если в 2019 году доля «оборонки» в выручке Boeing составляла 34%, а доля гражданских самолетов — 42%, то во втором квартале 2020 года соотношение изменилось в пользу военных заказов — 56% к 14%.

<p>Boeing AH-64D Apache Longbow</p>

Boeing AH-64D Apache Longbow

(Фото: Clive117 / Shutterstock)

Восстановление туризма. Это один из ключевых факторов, который будет влиять на восстановление бизнеса Boeing. Однако не стоит ожидать скорого возврата авиаперевозок к докризисным уровням.  

«Восстановление компании будет сильно зависеть от динамики туризма и отрасли авиаперелетов. По прогнозам консенсуса, рост до докризисных уровней займет 3-4 года. Хотя успешная и быстрая реализация вакцин может сильно ускорить процесс», — говорит руководитель отдела инвестиционного консультирования «Тинькофф Инвестиции Премиум» Кирилл Комаров.

У Boeing есть предпосылки для умеренного роста в этом году, так как компания системно значимая, а многие текущие и прошлые сложности, включая 737 MAX, с наибольшей вероятностью уже учтены в цене, полагает аналитик по международным рынкам General Invest Михаил Смирнов. По его мнению, второй квартал стал низшей точкой для авиаиндустрии, и в дальнейшем можно ожидать улучшения ситуации.

«В настоящий момент больших перспектив для роста акций Boeing, как и других авиапроизводителей, нет», — уверен руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

Эксперты считают, что акции Boeing интересны для инвесторов в долгосрочной перспективе. Кирилл Комаров, к примеру, рекомендует инвестировать в Boeing на срок не менее трех лет.

«До конца года компания вряд ли восстановится, — предупредил эксперт. — И речь не столько о стоимости акций — все-таки ее как и любую другую могут разогреть и поднять (как Tesla, например). Дело в фундаментальных показателях».

«Именно долгосрочная экспозиция и видится наиболее приемлемой для инвесторов в Boeing, — согласен Михаил Смирнов. — В последние годы цена за акцию компании отличается волатильностью. Но на длинном инвестиционном горизонте Boeing имеет лишь ограниченное количество альтернатив и может показать рост результатов по мере восстановления рынка авиаперевозок».

Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»

Поделиться

Материалы к статье

Валентина Гаврикова
Валентина Гаврикова

Виджеты

Мой портфель

Вы недавно смотрели

Котировки

RTSI
00:00
756,93
0,20%