Стоимость нефти Brent стабилизировалась. Что будет дальше?
В марте после провальных переговоров о сокращении добычи странами ОПЕК+ нефтяные котировки упали до $21 за баррель североморской нефти марки Brent, а в апреле цены рухнули ниже $15,9 — до минимумов с 1999 года.
Однако затем странам ОПЕК+ удалось заключить новую сделку — благодаря ей и постепенному снятию коронавирусных карантинов по всему миру котировки пошли вверх и в августе закрепились на уровне $45 за баррель. Разбираемся, насколько оправдана эта цена и что будет с ценой нефти дальше.
Помимо фактора новой сделки ОПЕК+, рост обусловлен значительным увеличением импорта сырья в Китай, а также традиционно высоким сезонным спросом. По данным Reuters, на август и сентябрь китайские нефтяные госкомпании забронировали танкеры для транспортировки около 20 млн баррелей нефти из США.
При этом, даже несмотря на пандемию, совокупный объем импорта нефти в Китай за первые семь месяцев 2020 года составил 320 млн тонн, что на 12,1% больше, чем за январь — июль 2019-го. Ожидается, что в ближайшие месяцы Китай продолжит наращивать импорт нефти из США, чтобы выполнить условия первой части торгового соглашения, подписанного в январе 2020 года.
Опрошенные «РБК Инвестициями» эксперты разошлись во мнении, насколько справедливы текущие цены Brent. Глава Центра разработки стратегий Газпромбанка Егор Сусин счел их немного завышенными из-за фактора сезонного спроса. По его мнению, в ближайшее время ситуация с балансом спроса и предложения на рынке нефти может ухудшиться. Из-за этого, а также из-за по-прежнему больших запасов нефти, которые не были сильно растрачены даже летом, на рынке сохраняется риск коррекции, заключил эксперт.
Аналитик нефтегазового сектора Bank of America Russia Карен Константян уверен, что текущий уровень цен абсолютно оправдан. Он выделил три основных фактора, обеспечивших котировкам нынешний уровень: медленное восстановление спроса, дисциплинированный подход к выполнению сделки ОПЕК+ и падение добычи со стороны производителей вне ОПЕК+.
Той же точки зрения придерживается аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Сергей Дроздов. Он также отметил фактор «накачки» ликвидностью рынков крупнейшими мировыми центробанками, часть этих «напечатанных» денег идет на сырьевые площадки.
19 августа состоится новое заседание ОПЕК+, на котором министры обсудят дальнейшие условия сделки, предусматривающей сокращение добычи странами — участницами соглашения. С 1 августа сокращение добычи было смягчено до 7,7 млн баррелей в сутки — ожидается, что эти условия сохранятся до 31 декабря. Глава Минэнерго России Александр Новак уже заявил, что досрочное смягчение квот на фоне роста цен на нефть ОПЕК+ рассматривать не будет.
Эксперты не ждут чего-то экстраординарного от встречи. «ОПЕК+, скорее всего, будет балансировать рынок вблизи текущих уровней. Договариваться о каких-то дополнительных сокращениях они не будут. Вопрос в том, насколько сильно они будут готовы смягчать требования к объемам добычи», — сказал Егор Сусин.
Карен Константян также считает, что ОПЕК+ не станет пересматривать условия сделки. Он допустил, что участники могут изменить планы в отношении стран, которые не полностью выполняют соглашение, вроде Ирака и Нигерии.
Ситуация со спросом на нефтепродукты является основным драйвером нефтяных котировок — и фактор пандемии пока не позволяет рассчитывать на скорейшее восстановление экономики, а также снятие барьеров для бизнеса и передвижения людей. Главный риск — угроза второй волны COVID-19 и возвращение карантинов.
13 августа Международное энергетическое агентство понизило прогноз по спросу на 2020 год на 140 тыс. баррелей в сутки ввиду роста числа зараженных COVID-19. Ведомство ожидает, что спрос упадет на 8,1 млн баррелей в сутки к уровню 2019 года. Днем ранее ОПЕК тоже понизил прогноз по спросу, оценив его в 9,06 млн баррелей в сутки к 2019 году.
Тем не менее эксперты считают, что коронавирус уже не окажет критического влияния на котировки, поскольку правительства крупнейших стран вряд ли пойдут на повторные блокировки экономик.
«Не думаю, что даже при росте заболеваемости реакция будет столь же резкая, как весной, в этом смысле спрос не сократится сильно. Но мы видим, что экономический рост притормаживает, ситуация после первого восстановления во многих странах стабилизируется на более низких уровнях, чем это было до весны. Думаю, спрос будет оставаться слабым», — заявил Егор Сусин.
Один из основных факторов влияния на нефтяные котировки — ситуация в американском сланцевом секторе. Он пострадал сильнее остальных от обвала цен на нефть: капитальные затраты в нем сократились на 30–40%, количество активных буровых установок в США упало до минимума за последние 15 лет — до 172 штук. К уровню 2019 года сокращение составило 77,5%.
Ряд компаний находятся в предбанкротном состоянии или уже подали заявку на банкротство, как это сделал в июне крупнейший американский добытчик сланцевой нефти Chesapeake Energy.
Эксперты считают, что на данный момент нельзя говорить о скором восстановлении отрасли — сначала цены на нефть должны стабилизироваться на более высоких уровнях.
Егор Сусин отметил, что для американских сланцевых производителей нет единой точки безубыточности, поскольку там тысячи компаний, которые работают с разной рентабельностью и инфраструктурой. Он добавил, что текущие цены некомфортны для отрасли и находятся на уровне, при котором добыча в среднесрочной перспективе должна быть ниже. Поэтому о восстановлении отрасли речь пока не идет — главный вопрос в том, на каком уровне стабилизируется добыча, заключил эксперт.
«Точка операционной безубыточности на сегодняшних скважинах может быть в районе $25–30 за баррель, а вот точка безубыточности с точки зрения роста добычи, а также сохранения и увеличения капитальных затрат — в районе $45–50 за баррель WTI. Возможно, добыча в Штатах частично восстановится, поскольку точка безубыточности скважин пройдена. Однако рассчитывать на большое увеличение капзатрат, которые привели бы к росту добычи, на сегодняшнем уровне цен не приходится», — сказал Карен Константян.
По мнению экспертов, несмотря на растущий спрос, для восстановления нефтяных котировок до докризисных $60 рынку потребуется минимум год — и это наиболее оптимистичная оценка. Устойчивый рост можно ожидать лишь после полноценного восстановления спроса, на которое уйдет еще немало времени.
Карен Константян заявил, что в Bank of America Russia ожидают средние цены на уровне $45–50 за баррель Brent в 2020 году и в диапазоне $50–55 за баррель в 2021 году. Он добавил, что в какой-то момент на фоне сезонного спроса цены могут дойти до $60.
Сергей Дроздов отметил, что инвесторы делают ставку на восстановление глобального ВВП, а в большинстве стран начинает расти потребление нефтепродуктов. Эксперт считает, что при сохранении этого тренда до конца 2020 года Brent может вырасти до $50–55 за баррель, а в 2021 году — до $60. Однако в среднесрочной перспективе основными рисками для нефтяных цен могут стать коррекция на перегретых заокеанских фондовых биржах и традиционная волатильность на глобальных финансовых рынках перед президентскими выборами в США.
Прогноз Егора Сусина менее оптимистичный. «Думаю, мы можем вернуться в диапазон $35–40 до конца года — фундаментально он более обоснован. Мы видим ухудшение ситуации в экономике и не видим восстановления, способного поддержать цены, — сезонно рынок входит в фазу остановки роста потребления. В следующем году можно ориентироваться на диапазон $40–45 — ожидать чего-то выше пока не приходится», — заявил он.
Все материалы нашего проекта доступны в Яндекс.Дзене. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе
Материалы к статье