Проекты в зоне риска: что Россия может потерять в Белоруссии
Ситуация в Белоруссии начинает напоминать ту, что сложилась на Украине в начале 2014 года. Наиболее чутко на политический кризис реагирует фондовый рынок. На рынке белорусских бумаг — обвал. Растет угроза суверенного дефолта. Игроки не исключают введение антибелорусских санкций развитыми странами в ответ на непропорционально жесткие меры подавления протестов. Резко падает цена суверенных евробондов. Например, облигации «Беларусь-07», номинированные в российских рублях, закрылись 18 августа на Московской бирже на уровне 94,57%, тогда как 10 августа — на уровне 100,00%.
На Московской бирже обращаются три выпуска суверенных белорусских евробондов, номинированных в рублях: «Беларусь-03», «Беларусь-04» и «Беларусь-07» — на общую сумму по номиналу ₽20 млрд. Можно предположить, что большая часть этих облигаций принадлежит российским резидентам.
Еще сильнее обвал белорусских суверенных евробондов на Франкфуртской фондовой бирже. Так, бумаги Belarus 7,625% достигли 17 августа уровня 93,97%, тогда как 5 августа находились на уровне 105,14%.
Российский бизнес вплоть до начала волнений усиливал свои позиции на белорусском рынке. По данным ЦБ, прямые российские инвестиции в Белоруссию на 1 января 2020 года составили $4,26 млрд. Но, разумеется, фактические российские вложения в белорусскую экономику существенно больше, просто они осуществляются через третьи страны. Для сравнения: прямые инвестиции России на Кипр на ту же дату составили $203 млрд.
Самые сильные позиции россиян в Белоруcсии — в банковском секторе и в нефтегазовой отрасли: 6 из 24 белорусских банков принадлежат российским структурам. Сумма активов «русской шестерки» по МСФО на 31 декабря 2019 года составила $9,45 млрд, их доля в активах банковской системы страны — 27,5%.
Проблемы уже начались. Белгазпромбанк, самый большой из этих шести, хотя и принадлежит «Газпрому» и Газпромбанку, находится под управлением временной администрации. Бывший предправления банка Виктор Бабарико выдвинул свою кандидатуру на выборах президента Белоруссии и вскоре после этого внезапно оказался в тюрьме. Большая часть членов правления банка, как следует из информации на его сайте, «временно отсутствует».
Паритетбанк был недавно приобретен российским миллиардером Михаилом Гуцериевым, который развивает в Белоруссии проект «Славкалий» по добыче калийной соли на Нежинском ГОКе. Объем инвестиций в строительство ГОКа составляет около $2 млрд. Нефтяные компании Гуцериева «РуссНефть» и «Нефтиса» поставляют нефть белорусским потребителям.
Если ситуация в Белоруссии будет развиваться по украинскому сценарию, судьба этих банков незавидна. Вспомним, как мучаются (или уже отмучились) российские банки со своими украинскими «дочками», деятельность которых была почти парализована. Для ВЭБа инвестиции в украинскую экономику наряду с инвестициями в олимпийские объекты стали одним из источников его колоссальных убытков. Так, убыток ВЭБа за 2014 год по МСФО составил ₽250 млрд.
Даже в случае оптимистичного сценария, при котором Россия так или иначе сохранит свое влияние в Белоруссии, принадлежащие российским собственникам банки, как и вся местная банковская система, пострадают из-за неизбежного роста плохих долгов, вызванного протестами и забастовками.
Весьма значимы российские инвестиции и в нефтегазовую отрасль Белоруссии. Активы ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» (100% дочка «Газпрома», занимающаяся транспортировкой газа и снабжением потребителей) на 31 декабря 2019 года составляли $2 млрд. «Газпром» также владеет сетью заправочных комплексов «Газпромнефть-Белнефтепродукт». «Газпром нефть» и "Роснефть" через компанию «Славнефть» контролируют 42,58% акций Мозырского нефтеперерабатывающего завода, активы которого на 31 декабря 2019 года составили $2,3 млрд. Также можно отметить существенные инвестиции ЛУКОЙЛа, «Транснефти» и «Татнефти».
Значительны российские инвестиции и в других отраслях белорусской экономики — в строительной индустрии, в атомной промышленности, в телекоммуникациях и информационных технологиях. Ну и, конечно, Белоруссия является крупнейшим должником России — $7,55 млрд на 1 июня 2019 года.
Если политический кризис в Белоруссии не получит мирного разрешения, многие из этих инвестиций могут обесцениться. Кроме того, в нынешней ситуации необдуманные решения могут привести к новым санкциям, а значит, к новому витку потерь для российского бизнеса.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Спросите профи», может не совпадать с мнением редакции.
Материалы к статье