Инвестиции
Отключить рекламу
Темная тема
РБК Comfort
Рубрики
Другие проекты

Последние новости

Мосбиржа не исключила в будущем появления тикеров в виде смайликов
·
Новости
EUR 110,48
+1,77%
13 дек. 2024 г.
13 дек. 2024 г.
13 дек. 2024 г.
·
Мнение профи
0

Не только труба: как еще можно заработать на российском газе

Несмотря на дорогой входной билет на рынок, инвесторы газохимических компаний могут рассчитывать на господдержку и высокую доходность, считает директор практики «Газ и химия» VYGON Consulting Дмитрий Акишин
Не только труба: как еще можно заработать на российском газе

Проблема профицита газа в России возникла достаточно давно. Еще два-три года назад неиспользуемые добычные мощности, которые можно было оперативно вывести на рынок, оценивались в 50–100 млрд кубометров в год. Не говоря уже об огромных запасах, которые еще только предстоит ввести в разработку. В условиях снижения глобального спроса на углеводороды и моды на «зеленую» энергетику вопрос монетизации голубого топлива стал еще острее. И сегодня единственная отрасль, которая может обеспечить хотя бы небольшой рост спроса на газ, — это газохимия.

В России сегодня заявлено к реализации более 20 крупных проектов в газохимической индустрии общей стоимостью свыше $20 млрд. Порядка 80% из них планируется расположить в западной части нашей страны, где развиты газотранспортная сеть и другая инфраструктура — электросети, дороги и прочие коммуникации. А на востоке России инвесторы ищут короткое транспортное плечо до ключевых потребителей химической продукции — стран Азиатско-Тихоокеанского региона — и специальные инструменты стимулирования проектов.

Массовый приход инвесторов в газохимию в 2017–2018 годах был обусловлен высокой конкурентоспособностью отрасли из-за дешевого сырья (около $50 за кубометр газа в России против более $300 за кубометр для промышленности в Европе). Кроме того, спрос, например, на метанол до пандемии рос по 5–7% год, что гарантировало наличие рынка для новых проектов.

Для повышения конкурентоспособности газохимической отрасли в России со стороны государства созданы и продолжают разрабатываться дополнительные инструменты поддержки (например, специальные инвестиционные контракты), которые отлично подходят для химических проектов. Для них характерны одновременно большая капиталоемкость строительства ($500–1000 за тонну мощности) и высокая маржинальность производства. Поэтому каникулы по налогам на имущество и на прибыль могут поднять IRR проекта сразу на 2–4%.

Внутренняя норма доходности (IRR) — это один из основных способов оценки инвестпроектов. IRR отражает максимально допустимый риск или минимальный приемлемый уровень доходности. Это ставка дисконтирования, при которой приведенная стоимость всех денежных потоков проекта равна нулю — при ней инвестор сможет возместить все свои первоначальные вложения и выйти в ноль. Чем выше IRR, тем выше доходность проекта.

Из-за экономического спада, связанного с пандемией, цены на газохимическую продукцию сегодня находятся на критически низком уровне. По ряду продуктов падение составило свыше 50% к уровням 2018–2019 годов. Кроме того, низкие цены на газ в мире лишают российские проекты ключевого конкурентного преимущества. Но в случае восстановления мировых цен приз у инвестора, заходящего в эту индустрию, будет внушительным — доходность проектов может превысить 20%. Это позволяет и сейчас, в период экономического спада, привлекать внимание бизнеса к отрасли.

Однако важно отметить, что IRR 20% возможна лишь через обеспечение проекта особыми условиями, которые будут его выгодно выделять среди прочих. Речь о коротком транспортном плече, близости к месторождению дешевого газа, наличии готовой инфраструктуры, а еще лучше — их комбинации.

Газохимия — это отрасль с особыми рисками. Помимо колебаний цен на газ, дополнительным источником неопределенности, например для метанольной индустрии, является практически полная зависимость от одного рынка сбыта — Китая. Он потребляет более 50% всего производимого в мире метанола. Торможение экономики Поднебесной станет препятствием для развития метанольных мощностей во всем мире, в том числе и в России. Рынки сбыта аммиачной химии более диверсифицированы, но широко применяемые странами — потребителями этого продукта импортные пошлины могут сделать традиционные каналы сбыта продукции неэффективными.

Нерешенным остается еще и ряд российских отраслевых вопросов. Жесткое техническое регулирование, особенно в части промышленной безопасности, обуславливает удорожание проектов. А ограниченное использование формульного ценообразования, дающего понимание четкой цены на газ для иностранных банков, значительно усложняет доступ к их недорогому финансовому ресурсу.

Судя по статистике, до обращения в банки за финансированием или до начала строительства доходит меньше половины проектов. Их инициаторы — преимущественно опытные отраслевые игроки, которые хорошо знают рынок и правила игры. Остальные проекты анонсированы новичками, и именно их инициативы, как правило, останавливаются на начальных стадиях. Причина — высокая стоимость входного билета (около $30–40 млн) и не менее года работы. Средства необходимо вложить в проработку обоснования инвестиций, изучение наиболее перспективных к моменту ввода завода рынков, анализ проектных рисков, а также выбор наиболее жизнеспособного варианта проекта, проектирование, подготовку прочей документации — то есть в доведение проекта до более или менее четких очертаний.

В России с ее огромными запасами газа и развитой газопроводной системой можно инициировать сотни газохимических проектов. Какие из них будут иметь шанс на реализацию — вопрос не только внешних условий, но и поиска и правильного использования конкурентных преимуществ.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Спросите профи», может не совпадать с мнением редакции

Поделиться

Материалы к статье

Дмитрий Акишин специально для «РБК Инвестиций».

Виджеты

Мой портфель

Вы недавно смотрели

Котировки

RUCBTRNS
00:00
142,57
-