Tesla наконец в S&P 500. Похоже, акции обновят рекорды — а потом рухнут
Tо, чего рынки ждали последние месяцы, наконец случилось: комитет S&P Dow Jones Indices объявил о включении Tesla в индекс S&P 500 с 21 декабря. Формально компания выполнила все критерии для этого еще в июле, отчитавшись о четвертом прибыльном квартале подряд, но в сентябре комитет отказался добавлять бумаги в индекс.
В октябре Tesla сообщила о рекордной прибыли, заработав $331 млн по итогам третьего квартала — рост по сравнению с предыдущим кварталом составил 156%. Выручка достигла $8,77 млрд. Компания поставила 139 300 автомобилей за три месяца, что тоже стало рекордом.
Пока неизвестно, какую компанию Tesla заменит в индексе S&P 500, ее объявят позднее. Также неясно, добавят ли акции производителя электрокаров в индекс сразу или двумя отдельными траншами. В комитете сообщили, что «проведут консультации по этому поводу с инвестиционным сообществом».
S&P 500 — фондовый индекс, в корзину которого включено 505 избранных публичных компаний США с наибольшей капитализацией. Он принадлежит компании Standard & Poor’s и публикуется с 4 марта 1957 года. Состав S&P 500 определяется специальным комитетом, который анализирует как количественные, так и качественные факторы. Комитет собирается ежеквартально для ребалансировки индекса, однако может вносить изменения в любое время.
По мнению директора аналитического департамента инвесткомпании «Фридом Финанс» Вадима Меркулова, долгожданное добавление Tesla в индекс связано со снижением волатильности в бумагах компании, представлением более четкого плана развития и выходом в прибыль не только за счет продажи так называемых экокредитов.
Согласно нормативному регулированию в некоторых штатах, производители должны выпускать определенное количество электрокаров. Если они этого не делают — то обязаны покупать ZEV credits (экокредиты) у тех компаний, что их производят. Поскольку Tesla производит только электрокары, то у компании избыток экокредитов, которые они продают традиционным автопроизводителям.
На новости о включении Tesla в S&P 500 на премаркете бумаги производителя электрокаров растут на 13,5%, до $464,06 к 15:05 мск. И это не предел. Объясняем почему.
Tesla — самый дорогой автопроизводитель мира: ее рыночная капитализация превышает $400 млрд. Это больше, чем у Toyota, Volkswagen и General Motors вместе взятых, и выше, чем у 95% компаний, входящих в индекс голубых фишек США. Вероятно, Tesla с ходу войдет в топ-10 самых дорогих компаний S&P 500. Она станет самым дорогим добавлением к индексу в истории S&P 500 и спровоцирует большое движение активов на рынке.
Многочисленным индексным фондам, которые ориентируются на S&P 500, теперь придется добавлять бумаги автопроизводителя в портфолио. По данным S&P Global, объемы ориентированных на S&P 500 активов составляют более $11,2 трлн. Из них $4,6 трлн — средства индексных фондов.
Как пишет Reuters со ссылкой на S&P Dow Jones Indices, индексные фонды должны будут продать акции компаний, уже входящих в S&P 500, на примерно $51 млрд и использовать их для покупки акций Tesla. По оценкам Barron's, фондам придется купить акций Tesla на $100 млрд. Это нужно для корректного отражения структуры S&P 500 в их портфелях, и это может спровоцировать его волатильность. На долю Tesla придется около 1% индекса.
Кроме того, инвестфондам, стремящимся обогнать рост S&P 500, тоже придется покупать бумаги Tesla. Reuters отмечает, что объем их активов исчисляется триллионами долларов.
Минус один фактор неопределенности и перспективы массовых закупок акций индексными фондами — очевидный позитив для акций Tesla. Также это сигнал, что в индексном комитете положительно оценивают перспективы устойчивой прибыльности Tesla, в чем раньше у многих экспертов были сомнения.
Reuters вспомнил, к чему привело включение бумаг IT-гиганта Yahoo! в индекс S&P 500 в 1999 году. Тогда за пять торговых дней между объявлением о добавлении в индекс (30 ноября) и включением в него (7 декабря) акции Yahoo! подскочили на 64%. Капитализация компании выросла с $56 млрд до почти $90 млрд.
Понять, насколько вырастут бумаги в этот раз, довольно трудно. Вероятно, что котировки будут выше достигнутой 1 сентября отметки в $502,49, когда капитализация Tesla показала исторический максимум — сразу после сплита в отношении 5:1. Аналитик ГК «Финам» Наталия Аседова ждет беспрецедентного объема покупок индексными фондами и даже допускает шорт-сквиз, что приведет к дополнительному увеличению спроса на акции компании.
Шорт-сквиз — ситуация, при которой резкий рост акций заставляет шортселлеров закрывать короткие позиции и выкупать бумаги, чтобы вернуть их брокеру. Это провоцирует еще больший рост котировок.
«Спекулятивно котировки могут взлететь на несколько десятков процентов, при этом мы не ожидаем их роста выше $600 в самом агрессивном «бычьем» сценарии. Основными покупателями могут стать шортисты, хотя объем шортовых позиций сократился до минимальных отметок и составляет 6%», — заявил «РБК Инвестициям» Вадим Меркулов из «Фридом Финанса». Он добавил, что факт включения бумаги в индекс не влияет на ее фундаментальные параметры, в связи с чем он сохраняет целевую цену Tesla на уровне $290.
Некоторые аналитики предупреждают, что включение Tesla в S&P 500 несет риск для всего индекса. Бумаги Tesla многие эксперты и инвесторы уже давно считают перегретыми. В частности, скептики указывают на данные мультипликаторов: по данным Macrotrends, показатель P/E, отражающий соотношение рыночной стоимости акции к годовой прибыли, у Tesla равен 1789,87 — он чрезвычайно высок и сигнализирует о сильнейшей перекупленности акций.
«Пенсионеры и другие частные инвесторы, которые вкладываются в индексные фонды, увидят, что часть их денег пойдет в акции Tesla по даже более высокой цене, чем была у них до новости о включении в S&P 500. Это обратная сторона индексного инвестирования для консервативных инвесторов», — цитирует Reuters профессора Школы Бизнеса Росса при Мичиганском университете Эрика Гордона.
Также критики Tesla указывают на рост конкуренции в сегменте электрокаров. Среди них — исполнительный директор инвестиционной исследовательской фирмы New Constructs Дэвид Трейнер. Он считает, что после включения в S&P 500 институциональные инвесторы устроят распродажу акций компании Илона Маска, что потащит вниз весь индекс.
«S&P делает большую ошибку и увеличивает риски падения индекса, включая в него Tesla. Думаю, это может стать сигналом для многих крупных инвесторов избавляться от акций и зафиксировать прибыль», — цитирует Трейнера The Wall Street Journal.
«После факта самого включения ожидаем падения котировок, так как крупные держатели акций могут начать активно фиксировать свои позиции», — согласен Вадим Меркулов.
Ведущий аналитик компании «Открытие Брокер» по международному рынку акций Алексей Корнилов также считает, что слишком быстрый рост акций на фоне включения в индекс может вызвать желание инвесторов воспользоваться ситуацией и сократить позиции, что должно привести их стоимость к новому равновесию. Он отметил, что в первую очередь акции торгуются на фундаментальных показателях, которые определяют их динамику на более долгом горизонте.
Само по себе включение в индекс действительно не является определяющим фактором для котировок в долгосрочной перспективе. Для сравнения, в июне в S&P 500 вошли две другие компании — Teledyne Technologies и Tyler Technologies. С момента включения они выросли менее чем на 3% каждая при росте индекса на 9% за тот же период, обращает внимание Fortune.
Консенсус-прогноз Уолл-стрит по бумагам Tesla — «держать» с целевой ценой $246,31.
В сервисе «РБК Инвестиции» можно купить или продать валюту по выгодному курсу. Сделки проходят онлайн, вы не потеряете деньги на комиссиях, а в качестве партнера-брокера выступает банк ВТБ. Начните с открытия счета. Это займет не более пяти минут.
Материалы к статье