Инвестиции
Отключить рекламу
Темная тема
РБК Comfort
Рубрики
Другие проекты

Последние новости

Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
ЦБ выявил факты манипулирования рынком в телеграм-канале об инвестициях
·
Новости
USD 103,27
+3,24%
12 дек. 2024 г.
12 дек. 2024 г.
12 дек. 2024 г.
·
Мнение профи
0

Airbnb выходит на биржу. Что особенного в одном из крупнейших IPO года

Airbnb завершает комбинацию, цель которой — максимально успешное IPO. Однако дальнейшая траектория ее акций может оказаться столь же непростой, как и у других первопроходцев, считает аналитик «Финама» Леонид Делицын
Airbnb выходит на биржу. Что особенного в одном из крупнейших IPO года

Акции Airbnb (ABNB) начнут торговаться на NASDAQ в четверг, 10 декабря. Размещение точно станет рекордным для 2020 года по одному из показателей. Это число андеррайтеров — их будет 37. Армия инвестбанков включает Morgan Stanley, Goldman Sachs, BNP Paribas, Bank of America, Citigroup, Credit Suisse, Deutsche Bank и еще многих других.

Зачем столько? Ведь размещение — большое, но не из ряда вон выходящее. В предыдущем варианте заявки предлагались 52 миллиона акций в среднем по $47 — это $2,4 млрд. Диапазон повысили, и теперь он составляет от $56 до $60. По максимальной цене может быть привлечено $3,4 млрд.

Днем ранее разместились сервис по доставке еды DoorDash (DASH) — в этом случае организацией IPO занимались всего лишь 12 андеррайтеров, и C3.ai (AI) — искусственный интеллект «под ключ» для корпораций, у которого было 10 андеррайтеров.

У меня пока только одно объяснение. Предлагавшийся поначалу диапазон цен акций и вытекающая из него оценка Airbnb в $28 млрд хотя и казались недурным вариантом для компании, которую еще весной оценивали в $18 млрд, но были оскорбительно малы для команды молодых миллиардеров, которые руководят Airbnb или инвестировали в нее. Весной 2019 года оценки стоимости были вдвое выше. 

IPO месяца: долгожданное размещение сервиса аренды жилья Airbnb
Airbnb,
IPO месяца: долгожданное размещение сервиса аренды жилья Airbnb

Причина обвала всем известна — из-за пандемии люди перестали путешествовать, арендодатели потеряли возможность сдавать им жилье. Основатель компании Брайан Чески написал сотрудникам трогательное воззвание и сократил четверть штата. Кроме того, $2 млрд были привлечены для спасения бизнеса — по той, упомянутой выше, низкой оценке, из-за которой процесс восстановления стоимости идет сейчас по такому многоступенчатому сценарию.

Еще весной 2019 года компания оценивала себя в $38 млрд при поглощении конкурирующих стартапов (с учетом частичной оплаты сделок M&A акциями). Таких покупок за все время, начиная с создания компании в 2008 году, было 22. Поэтому спрос на акции надо было поднять так, чтобы цены как можно быстрее достигли ожидавшихся ранее уровней. И чем больше поучаствует андеррайтеров, тем больше клиентов, глядя на свои разочаровывающе маленькие аллокации, решат, что надо бы поскорее купить еще.

Второй поражающий воображение результат — это доля голосов, которые получат инвесторы. Всего 0,5%.

Наконец, третий рекорд Airbnb — это колоссальная сумма инвестиций, привлеченных в предыдущие годы: $6,6 млрд от 57 инвесторов, включая Andreessen Horowitz, Sequoia, Founders Fund, Silver Lake, Sixth Street, DST и прочие знаменитые фонды.

Надежды инвесторов Airbnb питаются высокими амбициями. Компания оценивает свой общий целевой рынок в $3,4 трлн, и это больше, чем просто туризм — $2,9 трлн, или 2% мирового ВВП. Airbnb получает свою оценку, складывая рынок аренды и рынок «впечатлений» (туристических услуг, наподобие экскурсий, в том числе и в формате онлайн).

Сейчас на Airbnb размещено 5,6 млн активных объявлений, большинство из которых эксклюзивны. В 2019 году показатель GBV (валовой объем аренды) компании составил $38 млрд. Это на 29% больше, чем в 2018-м ($29,4 млрд), а выручка — $4,8 млрд, за год она выросла на 32%.

Но и убытки в 2019 году составили $674 млн, в сорок раз больше, чем годом ранее. Основные причины — в резком увеличении затрат на разработку и маркетинг. На разработку ушло $977 млн (на 67% больше, чем в 2018 году), а затраты на маркетинг составили $1,6 млрд, увеличившись за год на 45%.

Маркетинг — это в первую очередь покупка трафика. По данным интернет-счетчика SimilarWeb, поисковые системы доставляют Airbnb 26% трафика, причем 89,2% составляют бесплатные, а 10,8% — платные клики. Эти клики дорогие — в среднем каждый стоит $1,86, а закупаются они миллионами каждый месяц. Но главные конкуренты компании, Booking Holdings и Expedia, вдвоем тратят на маркетинг около $10 млрд, и значительная часть затрат тоже приходится на контекстную рекламу в Google.

Поэтому, хотя Airbnb и притормозила темпы прироста затрат на маркетинг (но не сами объемы), убытки компании по итогам девяти месяцев текущего года достигли $696 млн. Да, компании удалось снизить затраты на 21%, но падение выручки — 32%. Деньги пока есть — объем наличных средств составляет $4,5 млрд. Но и долги уже $2 млрд.

По аналогам с медианным для индустрии мультипликатором 4,3, капитализация компании могла бы составить $14,5 млрд — несколько ниже, чем ее оценивали весной, когда угрозы были максимальны. Но у лидера рынка Booking Holdings коэффициент составляет 9,3, и если воспользоваться им и оценкой выручки не текущего, аномального, а гипотетического нормального года, то капитализация вырастает до $44 млрд.

С моей точки зрения, 37 андеррайтеров должны собрать спрос по всем сусекам, чтобы он достаточно превысил предложение и компания могла бы повысить диапазон размещения. Мы прогнозировали даже два таких повышения — сперва с $44-50 до $48-56, а потом — возможно, еще чуть-чуть. Однако организаторы размещения действовали более решительно и остроумно. Они сразу сдвинули диапазон до $56-60, а затем объявили о проведении гибридного аукциона. При этом участники выставляют заявки, указывая, сколько акций готовы приобрести и по какой цене. Организаторы подсчитывают предварительные итоги и определяется цена отсечки — так, чтобы акции достались ровно по этой цене только тем, кто готов был заплатить дороже. В таком варианте эффект «андерпрайсинга» снижается — в компанию поступает больше денег. Такой прием в сентябре с успехом применила компания Unity. Однако основного движения следует ждать уже на самих торгах.

В первый день торгов на закрытии инвесторы, которым достались маленькие аллокации, могут вздуть цену на 75% по сравнению с ожидавшейся средней ценой диапазона ($52) и тогда она достигнет $91 за акцию. По сравнению с сегодняшним максимумом диапазона это означает рост в полтора раза. Это все еще не максимальный результат, поскольку в прошлом акцию оценивали и в $111. Но это вполне жирная синица в руках инвесторов: капитализация компании вырастет до $54,6 млрд.

До конца года нас ждут еще полдюжины блестящих IPO. Как мы и ожидали, андеррайтеры выбирают для размещения момент, когда релизы фармацевтических гигантов о растущей эффективности вакцины от коронавируса заставляют инвесторов распродавать акции компаний stay-at-home и вкладываться в восстановление традиционной экономики. В СМИ уже звучит нетерпение — когда же, наконец, можно будет купить свой кусочек будущей нормальной жизни в виде акции Airbnb. Компания имеет шанс получить высокую оценку в несколько ходов, и 37 андеррайтеров — ее фигуры на шахматной доске.

Если наш сценарий с быстрым достижением максимальной цены окажется верным, то для дальнейшего повышения стоимости акций потребуются новые, уже другие драйверы роста бизнеса. Нельзя исключать, что в дальнейшем ценовая траектория акций Airbnb может оказаться столь же непростой, как у Uber, Groupon, Snap и других первопроходцев и создателей новых рынков. После взлета в первый день может последовать год-другой плавного угасания. Даже у Facebook после IPO падение длилось полгода.

Но надо все-таки отдать должное Airbnb — она научила незнакомых людей сдавать жилье другим незнакомым людям и тем самым так оживила туризм, что европейские мэры сообща искали способы охладить турпотоки в свои столицы. В конце концов, инвестиции имеют целью построение лучшего мира, и настоящий инвестор — долгосрочный.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнение профи», может не совпадать с мнением редакции.

Поделиться

Материалы к статье

Леонид Делицын
специально для «РБК Инвестиций»

Виджеты

Мой портфель

Вы недавно смотрели

Котировки

RGBI
19:00
99,13
0,02%