Потерял 75%, пошел против рынка и стал легендой: история Дэвида Дремана
Дэвид Дреман родился в 1936 году в Виннипеге в Канаде. Инвестирование было у него в крови — его отец работал главным трейдером крупной сырьевой фирмы на Виннипегской товарной бирже. По этой причине интерес Дремана к рынкам возник еще в детстве. Часто бывая на бирже, он своими глазами наблюдал активную динамику торгов — и реакцию трейдеров, и рынка в целом.
После окончания Университета Манитобы Дреман начал карьеру как аналитик по безопасности в торговой фирме отца в Виннипеге. В конце 1960-х Дреман собрал чемоданы и переехал на год в Нью-Йорк, чтобы изучить американские рынки. Однако в Канаду уже не вернулся.
«Я приехал сюда, и одной из первых вещей, с которой я столкнулся — пузырь на бирже в 60-х. В то время я работал в Value Line, и мы думали, что заработаем миллионы, мы верили, что это никогда не закончится. Будучи молодыми, мы думали, что деньги зарабатывать — легко, но более опытные коллеги знали, что нам будет больно. Они оказались правы. Мои друзья потеряли деньги. Мне повезло немного больше — когда рынки пошли вниз, я пострадал, но все равно вышел с деньгами», — отмечал Дреман.
Когда пузырь на рынке лопнул, Дреман потерял 75% собственного капитала. Как признается трейдер, четверть удалось спасти только благодаря урокам известных инвесторов и профессоров Колумбийской Школы Бизнеса Бенджамина Грэма и Дэвида Додда.
Но Дреман не испугался и не охладел к биржевой торговле, а продолжил инвестировать. Он пересмотрел подход к выбору ценных бумаг — именно эти изменения сделали Дремана легендарным инвестором.
По мнению Дремана, инвесторы не могут следовать простым стратегиям, даже если им это поможет выиграть у рынка. Причина кроется в психологии человека — при определенных обстоятельствах инвесторы реагируют слишком предсказуемо и системно.
Например, если акции компании считаются «хорошими», то есть о них пишут в газетах, рассказывают по телевидению или рекомендуют друзья и коллеги, инвесторы склонны завышать цену. Если акция «плохая» — статьи выходят с негативными заголовками и есть опасения по поводу будущего отрасли — инвесторы недооценивают ее, и стоимость падает. При этом переоценка «хороших» и недооценка «плохих» акций часто доходит до крайности.
Особенно важными в концепции Дремана становятся реакции на «сюрпризы». Например, на отчеты о прибылях, которые превышают или не соответствуют ожиданиям, действия правительства, которые могут повлиять на акции, или новости о новых продуктах. Причем все эти сюрпризы вызывают аналитики, которые высказывают свои ожидания.
«Существует только 1 шанс из 130, что консенсус-прогноз аналитиков будет точен с погрешностью в пределах 5% в течение любых четырех последовательных кварталов. Если взглянуть на это в перспективе, то ваши шансы стать крупным победителем Государственной лотереи Нью-Йорка в десять раз выше, чем точно определить прибыль компании на пять лет вперед», — говорил Дреман.
Если инвестор выбирает «хорошие» акции, негативные сюрпризы могут все разрушить, но позитивные сюрпризы не принесут большой выгоды, ведь бумаги уже высоко оценены. С этой точки зрения «плохие» акции предпочтительней — ожидания низкие, и при негативных сюрпризах цена вряд ли сильно упадет, но при позитивных сюрпризах отдача будет большой.
Дреман советует покупать те акции, которые продаются дешево из-за реакции рынка и страха, а не из-за реальных проблем. По этой причине обязательно нужно изучать фундаментальные факторы — рентабельность собственного капитала, рентабельность прибыли, отношение долга к собственному капиталу и доходность.
В 1977 году Дреман открыл собственную инвестиционную компанию. Он сосредоточился на акциях, которые другие аналитики упустили из виду, забыли, или компания находилась в самом настоящем кризисе. Дреман покупал их, а потом продавал, когда рынок оценивал бумаги примерно на том же уровне, что и большинство акций.
При этом инвестор сосредоточился не только на отдельных компаниях, но и на отраслях.«Что отличает High-Return [один из его фондов] от остальных, так это то, что я могу и буду покупать большие позиции в определенных секторах. Я не куплю акции одной компании, но я куплю много акций разных компаний в одной отрасли, когда кажется, что она находится в кризисе и торгуется на смехотворно дешевых уровнях», — говорил Дреман.
Например, он рассказывал, что банки «буквально раздавались» в 1990 году, поэтому он купил их и хорошо заработал.
Фонд Kemper-Dreman High Return Fund был одним самых эффективных фондов с 1988 по 1998 годы — по данным аналитической компании Lipper Analytical Services, он занял первое место из 255 компаний. На момент публикации книги «Противоположные инвестиционные стратегии: следующее поколение» в 1998 году, фонд занимал первое место в рейтинге дольше, чем любой из 3175 фондов в базе данных.
В 2000-х фонды начали объединяться, и его фонд был выкуплен инвестиционной фирмой Kemper Capital Management, которую купила другая фирма Scudder, которую в итоге купил Deutsche Bank. С 1997-го по март 2009 года Дреман в среднем проиграл индексу Russell 3000 1,4% — его результаты подкосил коллапс рынка в 2008-м, съевший почти всю избыточную доходность прошлых лет.
От управления фондом Дремана отстранили в 2009 году, когда ему было 72 года. Банк сослался на низкие результаты управления — за два года активы снизились с $8,3 млрд до $2,4 млрд. Итоговая доходность Дремана — 8,3% в период с 1988-го по март 2009 года, что чуть выше доходности Russel 3000.
Сейчас Дреман входит в совет директоров научного журнала Journal of Behavioral Finance, в котором публикуются статьи о поведенческих финансах.
- Одно дело иметь мощную стратегию, и совсем другое — следовать ей.
- Волатильность — не риск. Избегайте советов по инвестированию, которые основаны на волатильности.
- Изучение больших объемов информации может привести к худшим, а не лучшим инвестиционным решениям.
- Войти ближе к минимумам и выйти ближе к максимумам не так просто, как заставляют вас думать рыночные таймеры или распределители активов.
- Когда аналитики идут в одну сторону, рынки идут в другую.
- Рынок не зависит от случая или удачи. Как и на поле битвы роль играют вероятности и шансы.
- Психология, вероятно, самый важный фактор на рынке — и тот, который наименее понятен.
Больше новостей и интересных историй об инвестициях вы найдете в нашем аккаунте в Instagram
Материалы к статье