В России анонсировали «евроизацию». Что это значит для валютного рынка?
На слушаниях в Госдуме директор департамента контроля за внешними ограничениями Минфина Дмитрий Тимофеев заявил, что ведомство хочет отказаться от доллара в пользу евро. «Наша, может быть, первая цель — сделать Россию евроизированной страной, чтобы доллар был замещен евро. И я думаю, что у нас есть для этого все основания», — сказал он.
Тимофеев отметил, что власти не могут просто приказать перестать пользоваться долларами. Однако, чтобы процесс шел активнее, «нужны стимулы», которые могут быть как положительными, так и отрицательными. Тимофеев не уточнил, какие это могут быть стимулы.
Российские власти взяли курс на дедолларизацию еще в 2014 году — когда после присоединения Крыма в отношении Москвы начали вводиться санкции, а также зазвучали предложения о жестких мерах вплоть до нефтегазового эмбарго и отключения от системы SWIFT.
Доля операций с использованием евро в 2009 году (наиболее ранняя дата из статистики Мосбиржи) составляла около 19%, в 2014 году — 16,7% и в 2020-м — около 18,5%. «Подобная динамика действительно объясняется введением санкций в 2014 году, но, кроме этого, стоит отметить рост объема валютных операций более чем в три раза за десять лет (с ₽60 до ₽365 млрд)», — говорит аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Андрей Маслов.
С макроэкономической точки зрения спрос на евро, безусловно, вырастет, а на доллар — снизится. Это должно положительно повлиять на курс евро и ослабить доллар, допустил аналитик группы компаний «Финам» Андрей Маслов.
«Однако, скорее всего, эти изменения не отразятся видимым образом на двух валютах, так как в целом доля доллара в российских резервах сокращалась постепенно с 2014 года. Евро и доллар остаются лидерами среди мировых валют по объемам торгов, и «евроизация» в России вряд ли серьезно изменит расстановку сил на рынке валют», — заверил эксперт.
Доля американской валюты в расчетах за экспорт сократилась с 80% в 2013 году до менее чем 50% в четвертом квартале 2020-го. Дедолларизация российского экспорта произошла в первую очередь за счет торговли с Китаем, более трех четвертей которой сейчас ведется в евро. В результате доля единой европейской валюты в общем объеме экспорта выросла до 36%.
«Я думаю, что решение такого рода со стороны России какого-то существенного влияния на курс евро не окажет», — сказал «РБК Инвестициям» главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. Эксперт объяснил, что на это есть три причины:
- переход с доллара на другие валюты — например, на евро — это процесс длительный и не может быть инициирован только российской стороной. Такого рода сделки идут по двусторонним контрактам — между российскими поставщиками товаров и услуг и зарубежными покупателями. И для оплаты в евро надо заручиться поддержкой со стороны зарубежных покупателей;
- рынки нефти и газа, которые занимают 60% российского экспорта, традиционно долларовые — все индексы и цены рассчитываются в долларах и, соответственно, все контракты заключаются в долларах. Для того чтобы перейти к оплате в евро, надо будет фактически конвертировать из долларов в евро. А это дополнительная нагрузка и издержки. Кто будет брать на себя эти издержки — вопрос открытый;
- в мировом масштабе роль России — как в торговле, так и в валютных расчетах — очень незначительна. «Поэтому, даже если с завтрашнего дня мы полностью перейдем на евро, говорить о каком-то существенном влиянии на образование курса нельзя — даже в среднесрочной перспективе», — уверен Тихомиров.
Портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Игорь Таран считает, что «для курса евро изменение структуры резервов в пользу евро и, возможно, перевод расчетов по российскому экспорту в краткосрочной перспективе абсолютно ничего не значит».
Эксперт отметил, что доллар и евро — свободно конвертируемые валюты, и динамика пары евро/доллар в большей степени определяется ситуацией в экономике и монетарной политикой США и Еврозоны. В то же время растет значимость юаня. Правда, юань пока не имеет статуса полноценной резервной валюты из-за управляемого курса и недостаточно емкого, закрытого рынка госдолга, заключил он.
«Дефицит доллара, скорее, невозможен», — считает Андрей Маслов. Он пояснил, что важнейшие российские компании, работающие в сфере энергетики и энергоресурсов, традиционно проводят сделки в долларах. А поток товаров и услуг из других стран с использованием доллара также остается достаточно стабильным, несмотря на санкции.
Он добавил, что «евроизация», скорее, затрагивает государственные резервы и Фонд национального состояния (ФНБ), а частный капитал продолжит генерировать поток американской валюты в страну. «Для реального дефицита доллара и создания черного рынка требуется не только поменять структуру резервов, но и прекратить международные расчеты в долларах, что вряд ли произойдет ввиду того, что многие ресурсы, включая нефть, традиционно торгуются в долларах», — уверен Маслов.
Игорь Таран также не верит в возможность того, что на фоне «евроизации» в России возникнет черный рынок доллара.
«Курсы евро-рубль и евро-доллар исключают возможность арбитража через курс доллар-евро. Последний определяется в ходе торгов на намного более емком по обороту рынке. До тех пор пока в России или за ее пределами не введены никакие ограничения на возможность обмена рублей на доллары, говорить о возникновении какого-либо черного рынка доллара не приходится», — сказал он.
Иного мнения придерживается Владимир Тихомиров из BCS Global Markets. «Гипотетически [образование дефицита и черного рынка доллара], наверное, исключить нельзя, — сказал он. — Думаю, что такой вариант тоже просчитывался правительством, поэтому недаром и Путин, и Силуанов говорили о том, что Россия ни в коей мере не хочет отказываться от доллара или запрещать доллар. С тем, чтобы не спровоцировать ажиотажный спрос на доллары».
Эксперт предположил, что дедолларизация также вызвана тем, что в правительстве опасаются введения еще более жестких санкций против России. Если они будут направлены на правительственные активы, то кабмин фактически потеряет доступ к этим средствам.
Под эти санкции могут подпасть и госбанки. И тогда это может спровоцировать уход клиентов из госбанков, имеющих валютные счета, например, в частные, негосударственные банки. «Это, конечно, крайний случай, но его исключить полностью нельзя. На каком-то этапе во время этого перехода часть клиентов может решить вообще изъять валютные депозиты и перевести их в наличность. Тогда исключить дефицит долларов нельзя. Но это все гипотетически, в случае введения очень жестких санкций», — предупредил Тихомиров.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Материалы к статье