VK купит у «Яндекса» медиасервисы. Как это повлияет на бизнес компаний
На торгах на Мосбирже 28 апреля котировки VK Group в моменте взлетели на 5% (с ₽412 до ₽432,6 за бумагу) с 13:58 по 14:10 мск. В течение следующих 10 минут весь рост был растерян. В этот же период акции «Яндекса» росли на 3,5%.
Бумаги на время подорожали благодаря корпоративным новостям — VK подписала соглашение о покупке сервисов «Яндекса»: агрегатора новостей «Яндекс.Новости» и платформы для блогеров «Яндекс.Дзен».
«Для совершения сделки стороны должны будут получить все необходимые согласования от корпоративных и регулирующих органов, включая Федеральную антимонопольную службу», — отметили в VK, пообещав раскрыть подробности о соглашении позднее.
Как сделка повлияет на бизнес компаний
Директор департамента по работе с акциями УК «Система Капитал» Константин Асатуров считает, что сделка по продаже медиасервисов слабо повлияет на бизнес «Яндекса», так как проданный сегмент занимал маленькую часть в выручке и прибыли группы.
По мнению эксперта, сделка не изменит фундаментальное положение дел и в VK, но «некая синергия между экосистемой последнего и сервисами «Яндекс.Новости» и «Яндекс.Дзен» имеет место быть». Асатуров также считает, что вместе с планами VK по созданию и улучшению аналогов Instagram (признана экстремистской и запрещена в России), YouТube и TikTok данная сделка может дополнить ассортимент предлагаемых услуг для контентмейкеров и блогеров, а учитывая новую структуру акционеров, политические риски для компании не так высоки.
Более половины голосующих акций (57,3%) VK Group контролирует АО «МФ Технологии». 45% в «МФ Технологии» принадлежат группе «СОГАЗ», столько же — холдингу «Газпром-медиа», 10% — государственной корпорации «Ростех». Остальные акционеры VK — голландский конгломерат Prosus (25,7% обыкновенных и 12,3% голосующих акций), китайские Alibaba Group (9,5% и 4,5% соответственно) и Tencent (7% и 3,3%), остальное — free float.
Аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын согласен, что данная сделка существенно не повлияет на бизнес компаний, однако может изменить их влияние на СМИ. «Если сравнить, что пишут про «Яндекс» в блогах и что пишут в СМИ, то очевидно, что СМИ были к компании очень благосклонны. После того как агрегация новостей уйдет в VK и эта компания станет властелином трафика, вполне вероятно, что теперь уже образ VK в прессе станет ангельским», — поясняет эксперт.
Ирина Прохорова, аналитик УК «Открытие», отметила, что оба сервиса находились на инвестиционной стадии, когда маржинальность низкая и их продажа не скажется существенным образом на финансовых результатах обеих компаний. Она также добавила, что после продажи «Яндекс» предпочтет сосредоточиться на развитии своих основных направлений. «При этом сервисы VK комплиментарны приобретаемым — вероятна синергия. Для обеих компаний сделка положительна», — резюмировала эксперт.
Означает ли сделка смену стратегий компаний
Людмила Теличко, главный аналитик ПСБ: «Учитывая, что основной денежный поток для «Яндекса» приносят поисковик, такси и маркет, к серьезным изменениям в стратегии компании это не приведет. Наоборот, в условиях неопределенности будущих денежных потоков компания отказывается от направлений, требующих значительных инвестиций в развитие, — это выглядит максимально логично».
Эксперт отметила, что для VK приобретение новостного сервиса и ленты развлекательного контента может также обернуться позитивно. Однако она напоминает, что у VK уже есть ряд убыточных проектов, «поэтому компании следует подходить к данному приобретению с пониманием, сможет ли она их успешно внедрить в текущих условиях». «В целом у VK уже есть опыт развития подобных направлений, и проблем с новыми сервисами быть не должно. Но мы не знаем, что конкретно будет передано по условиям сделки, и сможем судить только по мере появления дополнительной информации», — добавила Теличко.
Делицын полагает, что эта сделка означает еще более точный фокус на основных направлениях бизнеса. «Компании жертвуют расширением ради усиления главных направлений», — отметил аналитик. Эксперт считает, что приобретение сервисов дает VK отличный шанс «далеко оторваться от всех преследователей на рынках онлайн-коммуникаций (мессенджеры, соцсети) и агрегации новостей».
Следите за новостями компаний в нашей группе в сети «ВКонтакте»
Материалы к статье