Бюджетное правило — это механизм, который перераспределяет доходы от экспорта сырья. Его основная задача — снижение влияния цен на сырье на экономику страны. В России изначально этот механизм был направлен на защиту бюджета от влияния колебаний цен на нефть.
При бюджетном правиле власти определяют уровень цен на сырье, на который ориентируются при планировании бюджета. Этот уровень называют ценой отсечения. Если стоимость экспортной нефти оказывается выше цены отсечения, то из излишков формируют государственные накопления. Если бюджету в будущем будет не хватать средств от экспорта сырья, то власти будут брать деньги из накоплений. Таким образом, государство копит сверхдоходы от экспорта сырья на черный день.
Первое бюджетное правило, разработанное Минфином, появилось в России в 2004 году. Всего за период с 2004-го по начало 2022 года в России было разработано четыре версии бюджетного правила.
Вариант, который действовал с 2017 года, предполагал покупку валюты в Фонд национального благосостояния (ФНБ) при ценах на нефть Urals выше цены отсечения — $40 за баррель. Ее ежегодно индексировали на 2%, и в 2022 году она была $44,2 за баррель. В случае же если Urals ниже этих значений и бюджет недополучает доходы, валюту следовало продавать.
ФНБ — это часть средств федерального бюджета, которую используют не только для покрытия его дефицита, но и для софинансирования Пенсионного фонда России и добровольных пенсионных накоплений россиян.
В 2021 году так называемые нефтегазовые сверхдоходы, которые были получены при Urals выше базового уровня, превысили ₽3 трлн. Эти средства использовались для покупок иностранной валюты, в том числе евро, британских фунтов и японских иен. В 2022 году эти валюты стали недружественными, накопленные нефтегазовые доходы в них были заморожены западными странами.
В начале 2022 года действие бюджетного правила из-за санкций было приостановлено, а накопленные нефтегазовые доходы решено направить на финансирование расходов.
В течение прошлого года прорабатывалась концепция новой версии этого механизма. В ноябре президент России Владимир Путин одобрил изменение бюджетного правила, которое больше не предусматривает цену отсечения по Urals.
Теперь Минфин будет рассчитывать базовый уровень нефтегазовых доходов за месяц. Если фактические доходы будут выше этого уровня, то на излишек Банк России будет покупать дружественную валюту и направлять ее в резервы. Если наоборот, то валюту из ФНБ будут продавать, чтобы получить рубли. Согласно прогнозам Минфина, в январе этого года объем недополученных бюджетом нефтегазовых доходов составит ₽54,5 млрд.
В конце прошлого года Минфин исключил евро, иены и фунты стерлингов из состава валют ФНБ. Теперь до 60% средств фонда будет в юанях и до 40% — в золоте. Ранее доли юаня и золота составляли 30% и 20% соответственно. Таким образом, в рамках бюджетного правила Банк России будет покупать и продавать юани на Мосбирже — операции начнутся с 13 января.
Из-за того что Минфин ожидает недополучить нефтегазовые доходы, с 13 января по 6 февраля ЦБ должен будет продать юани на ₽54,5 млрд, то есть на ₽3,2 млрд в день. Чтобы минимизировать влияние продаж и покупок валюты на курс, ЦБ будет проводить операции равномерно в течение каждого торгового дня месяца, отметил регулятор.
Новая концепция предполагает, что в 2023–2025 годах базовые нефтегазовые доходы будут ежегодно составлять ₽8 трлн. Кроме того, каждый год с 2026 года эта сумма станет индексироваться на 4%. Эту сумму бюджет, согласно расчетам, будет получать при Urals по $60–75 за баррель и объеме нефтедобычи в 9–10 млн баррелей в день. Согласно проекту бюджета, в 2023 году дополнительные нефтегазовые доходы составят ₽939 млрд, а в 2024 году сократятся до ₽656 млрд.
По данным Минфина, в декабре прошлого года цена Urals рухнула на 24% по сравнению со значениями в ноябре и составила в среднем $50,47 за баррель.
В сентябре 2023 года министр финансов Антон Силуанов предложил вернуться к старой схеме бюджетного правила, которая предполагает в качестве ориентира фиксированную цену на нефть, а не сумму доходов.
«Бюджетное правило претерпело некоторые изменения. Если в этом году мы рассчитывали базовые нефтегазовые доходы, исходя из номинальной цифры в ₽8 трлн, то в следующем году предлагаем вернуться к обычным параметрам расчета базовых нефтегазовых доходов, исходя из базовой цены на нефть. Это $60 за баррель» — сказал глава Минфина.
Силуанов предложил распространить действие такого варианта бюджетного правила на «следующий и последующие годы». По его словам, ведомство ориентировалось на ту же самую цену — $60 за баррель — при определении уровня годовых нефтегазовых доходов в размере ₽8 трлн. Ранее в Минфине оценивали, что бюджет получает ₽8 трлн при ценах на Urals в диапазоне $60–75 за баррель и объеме нефтедобычи 9–10 млн баррелей в день.
Материалы к статье