ФРС повысила ставку. Что будет дальше и стоит ли покупать акции банков?
Материал носит исключительно ознакомительный характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
Что случилось: ФРС повысила ставку
Федеральная резервная система по итогам двухдневного заседания 21–22 марта повысила ставку по федеральным займам на 25 б.п. — до 4,75–5%.
В течение нескольких последних недель рынок неоднократно менял свои ожидания по ставке. После слов председателя ФРС Джерома Пауэлла о том, что повышение ставок будет большим и более быстрым, чем ожидалось ранее, трейдеры стали закладывать повышение на 50 б.п. вместо 25 б.п. Однако с началом банковского кризиса трейдеры вновь снизили ожидания до 25 б.п. Некоторые допускали, что Федрезерв и вовсе возьмет паузу.
Как показывает инструмент FedWatch, который рассчитывает биржа CME на основании фьючерсов на ставку, вероятность ее повышения до 5–5,25% в мае рынок оценивает в 60%. Большинство трейдеров рассчитывают как минимум на одно снижение ставки уже в этом году из-за проблем в банковской отрасли.
Сама ФРС по итогам заседания дала понять, что цикл повышения ставок еще не завершен, несмотря на риск углубления банковского кризиса, потрясшего мировые рынки. «Наша банковская система надежна и устойчива, с сильным капиталом и ликвидностью», а серьезные проблемы проявились лишь у незначительного числа банков, — заявил глава ФРС Джером Пауэлл на пресс-конференции.
«Комитет ожидает, что некоторое дополнительное ужесточение политики может оказаться уместным для достижения сдерживающей позиции в денежно-кредитной политике, чтобы вернуть инфляцию к 2%», — говорится в пресс-релизе ФРС. Инфляция остается слишком высокой, подчеркнул Джером Пауэлл.
Впрочем, ФРС несколько смягчила ристорику. В пресс-релизе по итогам февральского заседания американский центробанк отмечал, что «увеличение целевого диапазона будет целесообразным» для достижения таргета по инфляции. Пауэлл также рассказал, что на мартовском заседании участники рассматривали возможность поставить повышение ставки на паузу.
ФРС сообщила, что «недавние события, вероятно, приведут к ужесточению условий кредитования домашних хозяйств и предприятий и окажут давление на экономическую активность, наем и инфляцию». Эксперты телеграм-канала «Мои Инвестиции», который ведут аналитики, ранее создавшие ТГ-канал «ВТБ Мои Инвестиции», выдвинули гипотезу, что банковский кризис, возможно, помог ФРС в достижении целей в охлаждении экономики при меньшем уровне ставки, чем если бы этого кризиса не было. Однако эксперты подчеркнули, что это не точно, так как поведение инфляции здесь остается неизвестной величиной.
По мнению финансового аналитика УК «Открытие» Олега Федоровича, ФРС придется искать какой-то баланс между сохранением стабильности финансовой системы и инфляционными рисками. И есть риск провалить обе цели, предупредил Федорович.
«Проблемы банковской системы не оставляют пространства для серьезного повышения ставки, а инфляционные риски не позволяют ее снизить», — пояснил он.
Чего ждать от ФРС дальше
Прогнозы аналитиков по пиковому значению ставки:
- «Алор Брокер»: в этом году ФРС в мае еще раз повысит ставку на 25 б.п., до 5–5,25%, после чего ужесточение денежно-кредитной политики завершится;
- УК «Открытие»: своего максимума в этом году ставка достигнет на уровне 5–5,25%;
- «Альфа-Капитал»: ставка вырастет до 5,25–5,5%;
- УК «Система Капитал»: ставка едва ли вырастет в этом цикле выше 5,25–5,5%.
Но опрошенные эксперты разошлись во мнениях относительно того, когда ФРС начнет смягчать денежно-кредитную политику.
Портфельный управляющий УК «Система Капитал» Павел Митрофанов напомнил, что последние 40 лет всякий раз, когда ставка достигала очередного пика, ФРС удерживала ее на этом уровне примерно полгода, а потом начинала снижать. «С учетом специфики проинфляционных факторов и рисков в банковском и смежных секторах экономики мы не исключаем понижения ставки уже в сентябре — ноябре 2023 года», — заключил Митрофанов.
Инвестиционный стратег брокерской компании «Алор Брокер» Павел Веревкин, напротив, уверен, что снижения ставки в этом году не произойдет. По мнению эксперта, ФРС до последнего будет стараться подавлять инфляцию, чтобы не допустить повторения кризиса 1970-х годов.
В конце 1960-х годов в США на фоне резкого скачка цен на нефть началась стагфляция. Этим термином обозначают ситуацию, когда экономика сильно замедляется или даже начинает сокращаться, безработица растет, но и инфляция продолжает идти вверх. На фоне мягкой денежно-кредитной политики индекс потребительских цен в США в 1980 году вырос до 13,5%, что вынудило ФРС резко повысить ставку почти до 20%.
Портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин также считает маловероятным снижение ставки до конца этого года, если ситуация в финансовом секторе, экономике и на рынке сильно не ухудшится.
«Вероятность появления новых несостоятельных банков и ухудшения ситуации в финсекторе США в ближайшие пару месяцев оцениваю как высокую, если регуляторы не предпримут активных мер по предоставлению ликвидности средним банкам», — отмечает руководитель отдела экономического и отраслевого анализа ПСБ Евгений Локтюхов. По его прогнозам, ФРС и европейские центробанки во главе с ЕЦБ будут вынуждены забыть про повышение ставок и планы по изъятию ликвидности.
Павел Веревкин полагает, что банковский кризис в США уже локально купирован. Его важным отличием от кризиса 2008 года, по словам эксперта, стало то, что серьезные проблемы испытали региональные банки, а крупнейшие представители отрасли пока не пострадали. В результате у ФРС на одной чаше весов оказались небольшие банки, которые, в принципе, могут выкупить более крупные игроки, а на другой — поддержание доверия рынков к самому регулятору. ФРС, скорее всего, выберет второе, потому что это несопоставимые вещи, заключил Веревкин.
Стоит ли покупать акции американских банков
Портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин советует с осторожностью относиться в целом к сектору. Эксперт предупредил, что волатильность в бумагах будет большая, а проблемы, подобные тем, что выявились у обанкротившегося Silicon Valley Bank, могут возникнуть у еще почти 200 региональных банков.
В марте SVB Financial (холдинговая компания Silicon Valley Bank) сообщила об экстренной продаже облигаций на сумму $21 млрд из своего портфеля, в результате был зафиксирован убыток в $1,8 млрд. Для его покрытия планировалось разместить акции на $2,25 млрд, однако в итоге привлечь средства не удалось. После сообщения о многомиллиардном убытке акции SVB Financial рухнули на 60%, затем торги были прекращены. Клиенты банка массово стали забирать свои средства, 11 марта SVB обанкротился.
«Если все-таки есть желание половить тут рыбу, то лучше выбрать большие имена, такие как JMorgan Chase, Bank of America», — считает Скрябин. Он допустил, что крупные игроки могут стать бенефициарами перетока клиентов от региональных банков.
Инвестиционный стратег компании «Алор Брокер» Павел Веревкин также полагает, что присмотреться можно к акциям отдельных крупных банков (Bank of America, JPMorgan Chase и ряд других). «С ними точно ничего не случится, проблем я там пока не вижу», — пояснил стратег.
Но он посоветовал «не ловить падающие ножи» в акциях банков малой и средней капитализации.
«Падающим ножом» называют быстрое, резкое падение стоимости ценной бумаги. Если инвестору советуют «не пытаться поймать падающий нож», это значит, что не стоит искать минимальную цену, до которой могут упасть акции, поскольку снижение может продолжиться.
«Сейчас рынок более иррациональный — эмоции могут сыграть против вашей ставки», — предупредил Веревкин.
Управляющий активами УК «Система Капитал» Дмитрий Терпелов посоветовал не торопиться с покупкой акций банковского сектора, поскольку риски все еще высоки. По мнению Терпелова, для небольших банков по-прежнему актуальна проблема снижения стоимости долгосрочных активов при росте ставок и оттока клиентов. И хотя многие уязвимые банки могут получить поддержку от ФРС, привлечение средств таким способом будет в разы дороже, отметил эксперт.
У системно значимых банков — даже при условии, что регуляторам удастся предотвратить разрастание кризиса — соотношение доходности и риска в акциях сейчас также не выглядит привлекательным, считает Терпелов. Он объяснил, что проблемы региональных и средних банков, помимо угрозы финансовой стабильности в целом, несут риски ужесточения условий кредитования и негативно могут сказаться на темпах роста экономики. Это в свою очередь может привести к росту рисков по кредитному портфелю и росту отчислений в резервы по плохим кредитам, а значит, негативно повлиять на прибыль.
«Более долгосрочным последствием может стать дополнительное ужесточение регулирования банковской деятельности, что приведет к необходимости держать больше капитала или иметь более консервативную, ликвидную и низкодоходную структуру активов», — отметил Терпелов.
Он пояснил, что это негативно повлияет на рентабельность сектора и его возможность продолжать щедро возвращать капитал акционерам через обратные выкупы бумаг и дивиденды. Терпелов предупредил, что если эти риски реализуются, то акции крупнейших банков могут упасть еще сильнее.
Руководитель отдела экономического и отраслевого анализа ПСБ Евгений Локтюхов считает, что к покупке акций американских банков сейчас надо относиться как к краткосрочным спекуляциям — восстановление цен на бумаги не будет длиться долго.
«Рекомендую учитывать временное восстановление сегмента через покупку акций банков с крепкой финансовой позицией и устойчивой депозитной базой, таких как JPMorgan, или бумаги инвестбанков с более прочным фондированием — это Morgan Stanley и Goldman Sachs. Но покупки совершать с близкими целями и короткими стоп-лоссами», — заключил Локтюхов.
Материалы к статье