Бум IPO далек от завершения: как компании готовятся к публичности
Топ-менеджер «Финама» спрогнозировал более 20 IPO в 2024 году
Леонид Павликов, управляющий директор по рынкам акционерного капитала ФГ «Финам»
В последнее время мы стали свидетелями оживления на российском фондовом рынке в сегменте IPO, где первичные публичные предложения акций открывают главу новых финансовых возможностей для корпоративного сектора. В прошлом году было восемь сделок, за первые четыре месяца 2024 года уже шесть компаний вышли на биржу. Потенциал нового тренда еще предстоит оценить в будущем, но уже сейчас можно сказать с уверенностью, что он встает в один ряд с мерами, призванными обеспечить мощный толчок для экономического развития страны.
У абсолютно разных компаний появился шанс на привлечение капитала, используя инструмент IPO. Это активизировало как крупный, так и средний бизнес. Давайте разберемся, для кого нужны инструменты pre-IPO и IPO, что каждый из них дает бизнесу и сколько еще компаний будет участвовать в первой публичной продаже акций.
Pre-IPO
Pre-IPO — это этап, на котором компания привлекает инвестиции для повышения своей стоимости перед выходом на биржу. Такой вид финансирования подходит более молодым и динамично растущим игрокам, которым необходимы средства для масштабирования бизнеса, но они пока не готовы к полной прозрачности и регулированию, требуемых от публичных компаний. Ожидается, что все средства на этом этапе будут направлены в компанию, то есть cash-in. В некоторых случаях инвестиции, привлеченные в ходе pre-IPO, могут стать критически важным ресурсом для бизнеса, позволяя ему не только масштабироваться, но и строить отношения с потенциальными инвесторами и стратегическими партнерами.
Мы видим два основных метода привлечения средств на этой стадии:
- первый — традиционный, от институциональных инвесторов, когда компании нужны так называемые smartmoney, то есть помимо денег новый инвестор может привнести лучшие практики в управление или помочь бизнесу по тому или иному направлению развития. Размер сделок обычно ₽1–5 млрд;
- второй — через финплатформы. В этом случае предложение делается в первую очередь для частных, или, как еще их называют, ретейл-инвесторов. Так поступают компании, которые в поиске исключительно капитала на развитие, размер сделок — до ₽1 млрд.
Также нужно отметить, что государство сейчас стимулирует подобные инвестиции от бизнес-ангелов через различные программы возмещения. Программа инвестиций в университетские стартапы, например, позволяет вернуть инвесторам-физлицам до 50% от суммы инвестиций, но не более 100% НДФЛ, уплаченного за последние три года. Так, недавно компания «Анабар» завершила сбор средств, участвуя в такой программе, а В2В-маркетплейс нефтепродуктов OpenOilMarket запустил сбор своего раунда по той же программе. Все эти компании в будущем — потенциальные эмитенты акций на бирже. Примеры успеха на этапе pre-IPO многочисленны, и практически любая компания перед IPO проходит в той или иной форме раунд pre-IPO.
IPO
IPO предпочтителен для тех, кто достиг определенного уровня зрелости и готов не только привлекать акционерный капитал, но и выдерживать общественное внимание и обязательства перед акционерами, ведь IPO — это только начало нового этапа, а не финал, как многие ошибочно полагают. И этот этап открывает доступ к новому виду капитала, увеличивает ликвидность акций компании, давая ранним инвесторам и сотрудникам возможность реализовать свои доли.
Приоритетом в последние пару лет стало общение с розничными инвесторами, которые составляют до 50% спроса в крупных размещениях и до 100% в небольших. Примечателен тот факт, что совокупный рост капитализации всех эмитентов, вышедших на IPO с 2023 года и по текущий момент, составил 47% относительно стоимости компаний на момент размещения. Таким образом, в целом можно сказать, что инструмент работает в пользу инвесторов.
Активный маркетинг на широкий круг инвесторов — залог успеха любого первичного размещения.
Другим важным фактором успеха розничного размещения является выпуск облигаций перед выходом на биржу с акциями. Розничные инвесторы активно вкладывают в долговые ценные бумаги. Более 80% всех новых денег из более чем ₽1,2 трлн, которые физлица принесли на фондовый рынок в прошлом году, были вложены в инструменты с фиксированной доходностью. Такой подход использовали группа «Позитив», Henderson, «Делимобиль», ЮГК, «Алкогольная Группа Кристалл», «ЕвроТранс» и другие. Выходя на рынок облигаций, компания делает первый шаг к прозрачности, менеджмент учится коммуницировать с рынком, а инвесторы узнают о существовании компании, что особенно важно, если эмитент работает в нише, напрямую не связанной с конечным потребителем, так называемом В2В-сегменте.
Публичное предложение вызывает доверие к компании. Это способствует привлечению новых клиентов и бизнес-партнеров. К тому же IPO зачастую становится инструментом для выстраивания более высоких стандартов корпоративного управления и прозрачности, что повышает статус компании на рынке.
Такой вид привлечения финансирования может подойти и для компаний, у которых уже выбраны лимиты по кредитованию. Например, ООО «КЛВЗ Кристалл», основная компания группы ПАО «Алкогольная Группа Кристалл», которая вышла на IPO в феврале этого года, показывала темпы роста бизнеса более 70% последние годы и сохранила их в 2023 году. При этом темпы обновления официальной отчетности не успевали за динамикой бизнеса, в этой связи возможность расширения кредитного портфеля была очень небольшой. Компания приняла решение выйти на публичный рынок акций, что закрыло вопрос с финансированием инвестиционной программы и, как приятный побочный эффект, способствовало повышению узнаваемости бренда. Хотя АГК и разместилась в третьем котировальном списке, где требования к эмитентам несколько ниже, публичность потребовала существенно улучшить корпоративное управление и стандарты по подготовке финансовой отчетности. Важным для будущей стоимости компании является оценка, по которой она размещается на IPO, рынок ожидает некий дисконт к торгуемым аналогам, обычно он составляет от 15%. Такой подход увеличивает шансы роста котировок после IPO, что приветствуется инвесторами. Но нужно помнить, что все индивидуально, инвестиционная история каждой компании уникальна.
Спектр компаний, которые уже объявили или думают о публичном размещении в России, достаточно широк, это и ИТ в широком смысле слова, e-commerce, финтех, ювелирные производства и пр.
На текущий момент можно ожидать более 20 IPO на горизонте 12 месяцев с общим объемом более ₽100 млрд. При этом мы видим, что нет компаний из сырьевого сектора, что, скорее, позитивный знак для экономики России.
Нельзя не отметить меры поддержки государства именно технологических компаний, включая субсидирование части расходов на размещение для компаний со статусом МТК (малых технологических компаний).
Еще одним важным драйвером развития первичного рынка станет упрощение регулирования для институциональных инвесторов, которые активно смогут принимать участие в размещениях от ₽3 млрд и выше, поэтому все больше эмитентов повышают качество корпоративного управления, готовят отчетность по международным стандартам и привлекают лучших экспертов в своих секторах в качестве независимых директоров.
Один из эмитентов, с кем мы работаем сейчас по подготовке к IPO, усиливает команду корпоративным секретарем с опытом работы в крупной публичной компании, один из приглашенных независимых директоров возглавлял крупнейшую международную компанию из сектора в России. Кроме того, эмитент прорабатывает положения комитета по аудиту, комитета по кадрам и вознаграждениям, дивидендной политике и прочие необходимые документы. Все комитеты будут состоять из независимых директоров, что также является лучшей практикой публичных компаний. Отчетность компании составляется по стандартам МСФО и аудитором из реестра ЦБ.
Все перечисленное, включая активизацию институциональных инвесторов в новых IPO, несет позитивный эффект для экономики страны в целом и фондового рынок в частности, вследствие чего мы ожидаем увеличения количества компаний, которые всерьез рассматривают выход на IPO как следующий шаг, а значит, бум IPO, скорее всего, еще далек от завершения.
Материалы к статье