Инвестиции
Отключить рекламу
Темная тема
РБК Comfort
Рубрики
Другие проекты

Последние новости

ЦБ повысил официальные курсы доллара и евро почти на ₽2
·
Курсы валют
CNY 11,74
-0,54%
27 февр. 2025 г.
27 февр. 2025 г.
27 февр. 2025 г.
Трамп сделал ставку на стейблкоины. Зачем ему контроль над крипторынком
Pro
Трамп сделал ставку на стейблкоины. Зачем ему контроль над крипторынком
·
РБК Банки
0

ЦБ отметил недобросовестные практики банков в рекламе вкладов

ЦБ отметил недобросовестное информирование клиентов в рекламе вкладов

Банк России отметил, что банки размещают рекламу о вкладах, акцентируя внимание на максимальных процентных ставках, которые действуют короткое время. Набиуллина сообщила, что ЦБ отправил адресные рекомендации нарушителям
ЦБ отметил недобросовестные практики банков в рекламе вкладов
(Фото: «РБК Инвестиций»)

Банк России отметил недобросовестные практики в информировании людей об условиях вкладов. Об этом сообщила Эльвира Набиуллина на ежегодной встрече банков с руководством ЦБ, организованной Ассоциацией банков России (АБР). Ее слова передает корреспондент «РБК Инвестиций».

«У нас ужесточилась конкуренция за вкладчиков, и мы видим, как акцентируют внимание банки на максимальных ставках. Хотя максимальные ставки могут действовать короткий период. Мы направили в адрес банков, которые были в этом замечены, прям адресно рекомендации, как нужно информировать потребителей о параметрах вкладов и так далее», — отметила Набиуллина.

По словам председателя ЦБ, ряд участников скорректировали свои бизнес-процессы. Набиуллина уточнила, что эта проблема обсуждалась с Ассоциацией банков России (АБР). «Мы ожидаем, что в рамках ассоциации будет сформирована единая позиция о том, как размещать информацию об условиях вкладов, чтобы здесь была равная конкуренция и чтобы не было вот этого недобросовестного информирования», — сказала она.

Глава ЦБ подчеркнула, что регулятор хочет дать возможность банкам самим урегулировать в рамках АБР эту про проблему и правила раскрытия информации на сайтах. «Ну, как понимаете, если это не будет сделано, у нас всегда есть иные рычаги», — резюмировала Набиуллина.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дела в отношении Совкомбанка, Т-Банка и Альфа-Банка, следует из сообщения на сайте службы 27 февраля.

«В рекламе Совкомбанка крупным шрифтом указывалась привлекательная для потребителей информация о вкладе по ставке до 26,6% годовых. Иные условия, влияющие на его доходность, размещались трудным для восприятия шрифтом в течение короткого времени», — уточнили в ведомстве.

Кроме того, аналогичную рекламу в видеоформате распространял и Т-Банк. Так, организация разместила привлекательные сведения о вкладе по ставке 24%, однако не представила иную информацию, влияющую на сумму доходов.

Ранее в ФАС России поступило обращение гражданина с жалобой на рекламу Газпромбанка, которая транслировалась на рекламной конструкции в Москве. «В ней была указана привлекательная для потребителей информация о ставке по вкладу 22%. При этом отсутствовали сведения об иных условиях вклада, влияющих на сумму доходов», — сообщили в службе.

Похожую наружную рекламу о ставке по вкладу 20% распространял и ВТБ. В ней аналогичные дополнительные сведения о финансовой услуге были представлены в течение короткого времени трудным для восприятия способом.

По мнению ведомства, такие действия организаций могут вводить потребителей в заблуждение и содержат признаки нарушений рекламного законодательства.

В целом в 2024 году центральный аппарат и территориальные органы ФАС России рассмотрели 19 789 заявлений о признаках нарушений рекламного законодательства. Ведомство отметило, что сохраняется высоким число нарушений при рекламе финансовых услуг — 14,23%.

Ранее Центробанк получил более 2 тыс. жалоб россиян по вопросам, связанным с вкладами в банках. Более четверти (554 жалобы) касались несогласия с начисленными процентами. В остальных речь шла о ненадлежащем информировании по условиям, сообщали «Ведомости» со ссылкой на представителя ЦБ.

В 2023 году количество жалоб из-за несогласия с начисленными процентами по вкладу было вдвое меньше — 262, а учет жалоб на ненадлежащее информирование тогда не велся.

На 1 февраля 2025 года средства населения в банках составляют ₽56,9 трлн, из них 73,2% (₽41,08 трлн) приходится на срочные вклады с начислением процентов, по данным Банка России. Процентные доходы россиян по вкладам могут достичь в 2025 году ₽9 трлн, по прогнозным подсчетам в ВТБ.

Осенью 2024 года заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Карина Таукенова сообщила, что банки в рекламе финансовых услуг стабильно занимают первое место среди всех нарушений в части рекламы. По ее словам, за первое полугодие 2024 года на них пришлось 15% — это второе место по количеству нарушений закона о рекламе, добавила она.

Кредитные организации не указывают все существенные условия своих продуктов, обращая внимание потребителей только на привлекательные параметры, отмечала представитель ведомства. «Если мы зафиксируем большое количество жалоб потребителей и нарушений, не исключаю, что мы начнем работать над изменением законодательства в этой части», — добавила Таукерова.

Представитель ФАС говорила, что ведомство уже работает над аналогом ПСК для рекламы вкладов совместно со Службой по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ.

По уже действующему закону банкам и микрофинансовым организациям запрещено указывать только привлекательный процент по кредитам, они должны тем же шрифтом прописывать в рекламных материалах и на своих сайтах полную стоимость кредита (ПСК), включающую все затраты на обслуживание займа.

ФАС и ЦБ начали подготовку к изменению правил рекламы банковских вкладов
ЦБ,
ФАС и ЦБ начали подготовку к изменению правил рекламы банковских вкладов

Поделиться

Материалы к статье

Дарья Курносенкова
Дарья Курносенкова

Виджеты

Мой портфель

Вы недавно смотрели

Котировки

IFX-Cbonds
00:00
1 006,94
0,09%