ЦБ отметил недобросовестные практики банков в рекламе вкладов
ЦБ отметил недобросовестное информирование клиентов в рекламе вкладов

Банк России отметил недобросовестные практики в информировании людей об условиях вкладов. Об этом сообщила Эльвира Набиуллина на ежегодной встрече банков с руководством ЦБ, организованной Ассоциацией банков России (АБР). Ее слова передает корреспондент «РБК Инвестиций».
«У нас ужесточилась конкуренция за вкладчиков, и мы видим, как акцентируют внимание банки на максимальных ставках. Хотя максимальные ставки могут действовать короткий период. Мы направили в адрес банков, которые были в этом замечены, прям адресно рекомендации, как нужно информировать потребителей о параметрах вкладов и так далее», — отметила Набиуллина.
По словам председателя ЦБ, ряд участников скорректировали свои бизнес-процессы. Набиуллина уточнила, что эта проблема обсуждалась с Ассоциацией банков России (АБР). «Мы ожидаем, что в рамках ассоциации будет сформирована единая позиция о том, как размещать информацию об условиях вкладов, чтобы здесь была равная конкуренция и чтобы не было вот этого недобросовестного информирования», — сказала она.
Глава ЦБ подчеркнула, что регулятор хочет дать возможность банкам самим урегулировать в рамках АБР эту про проблему и правила раскрытия информации на сайтах. «Ну, как понимаете, если это не будет сделано, у нас всегда есть иные рычаги», — резюмировала Набиуллина.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дела в отношении Совкомбанка, Т-Банка и Альфа-Банка, следует из сообщения на сайте службы 27 февраля.
«В рекламе Совкомбанка крупным шрифтом указывалась привлекательная для потребителей информация о вкладе по ставке до 26,6% годовых. Иные условия, влияющие на его доходность, размещались трудным для восприятия шрифтом в течение короткого времени», — уточнили в ведомстве.
Кроме того, аналогичную рекламу в видеоформате распространял и Т-Банк. Так, организация разместила привлекательные сведения о вкладе по ставке 24%, однако не представила иную информацию, влияющую на сумму доходов.
Ранее в ФАС России поступило обращение гражданина с жалобой на рекламу Газпромбанка, которая транслировалась на рекламной конструкции в Москве. «В ней была указана привлекательная для потребителей информация о ставке по вкладу 22%. При этом отсутствовали сведения об иных условиях вклада, влияющих на сумму доходов», — сообщили в службе.
Похожую наружную рекламу о ставке по вкладу 20% распространял и ВТБ. В ней аналогичные дополнительные сведения о финансовой услуге были представлены в течение короткого времени трудным для восприятия способом.
По мнению ведомства, такие действия организаций могут вводить потребителей в заблуждение и содержат признаки нарушений рекламного законодательства.
В целом в 2024 году центральный аппарат и территориальные органы ФАС России рассмотрели 19 789 заявлений о признаках нарушений рекламного законодательства. Ведомство отметило, что сохраняется высоким число нарушений при рекламе финансовых услуг — 14,23%.
Ранее Центробанк получил более 2 тыс. жалоб россиян по вопросам, связанным с вкладами в банках. Более четверти (554 жалобы) касались несогласия с начисленными процентами. В остальных речь шла о ненадлежащем информировании по условиям, сообщали «Ведомости» со ссылкой на представителя ЦБ.
В 2023 году количество жалоб из-за несогласия с начисленными процентами по вкладу было вдвое меньше — 262, а учет жалоб на ненадлежащее информирование тогда не велся.
На 1 февраля 2025 года средства населения в банках составляют ₽56,9 трлн, из них 73,2% (₽41,08 трлн) приходится на срочные вклады с начислением процентов, по данным Банка России. Процентные доходы россиян по вкладам могут достичь в 2025 году ₽9 трлн, по прогнозным подсчетам в ВТБ.
Осенью 2024 года заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Карина Таукенова сообщила, что банки в рекламе финансовых услуг стабильно занимают первое место среди всех нарушений в части рекламы. По ее словам, за первое полугодие 2024 года на них пришлось 15% — это второе место по количеству нарушений закона о рекламе, добавила она.
Кредитные организации не указывают все существенные условия своих продуктов, обращая внимание потребителей только на привлекательные параметры, отмечала представитель ведомства. «Если мы зафиксируем большое количество жалоб потребителей и нарушений, не исключаю, что мы начнем работать над изменением законодательства в этой части», — добавила Таукерова.
Представитель ФАС говорила, что ведомство уже работает над аналогом ПСК для рекламы вкладов совместно со Службой по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ.
По уже действующему закону банкам и микрофинансовым организациям запрещено указывать только привлекательный процент по кредитам, они должны тем же шрифтом прописывать в рекламных материалах и на своих сайтах полную стоимость кредита (ПСК), включающую все затраты на обслуживание займа.
Материалы к статье
