Крым, Путин, Uber: 5 ярких примеров, когда штормило акции «Яндекса»
«Яндекс» — самая дорогая компания в российском сегменте интернета. Ее поисковая система — одна из популярных, а многочисленные побочные проекты типа «Яндекс.Телефона» или «Яндекс.Еды» превратили компанию в настоящего IT-гиганта.
Ценные бумаги столь крупных и диверсифицированных компаний обычно не отличаются волатильностью. Они ведут себя подобно слону: движутся медленно и с достоинством. Но с «Яндексом» это не работает.
В последние пару лет ее акции не раз скакали вверх и вниз. Причина — регулярные сообщения о желании государства повлиять на работу «Яндекса». Наиболее резонансный пример — законопроект об ограничении доли иностранцев в значимых российских интернет-ресурсах, инициированный депутатом «Единой России» Антоном Горелкиным. Из-за этого документа котировки обвалились более чем на 20%.
Теперь же акции «Яндекса» резко взлетели вверх на новости о сделке с TCS Group Олега Тинькова: компании объявили о предварительном соглашении, по которому IT-гигант выкупит бумаги TCS за $5,48 млрд.
Окончательного решения и условий по сделке пока нет, но инвесторов новость воодушевила — котировки «Яндекса» на торгах 22 сентября на бирже NASDAQ выросли на 11,8%. А на следующий день, 23 сентября, уже на Мосбирже бумаги пришлось переводить в режим дискретного аукциона. Он используется, когда акции растут более чем на 20% в течение десяти минут.
Сейчас к волатильности «Яндекса» рынок уже привык. Мы собрали пять громких случаев, когда акции российской IT-компании только начинало штормить.
Впервые текст был опубликован 25 ноября 2019 года.
IPO «Яндекса» превзошло все ожидания. Акции российского IT-гиганта оказались сверхпопулярными среди инвесторов: во время размещения на NASDAQ цена одной акции составила $25 вместо запланированного диапазона $20–22. Это стало следствием повышенного спроса на ценные бумаги «Яндекса» — по сведениям «Интерфакса», книга заявок на акции поисковика была переподписана 15 раз.
В ходе IPO было продано 52,2 млн акций: это 16% уставного капитала, или 3% голосующих акций. Совокупный объем размещения составил $1,3 млрд. По данным газеты New York Times, размещение акций «Яндекса» оказалось крупнейшим IPO интернет-компании со времен Google, который в 2004 году привлек $1,67 млрд.
Рыночная капитализация «Яндекса» составила $8 млрд. А несколько десятков сотрудников «Яндекса», у которых были опционы на покупки акций, стали долларовыми миллионерами.
На этом рынок не остановился: в первый день торгов акции «Яндекса» подорожали в полтора раза, до $38,84 за штуку. Капитализация достигла почти $12,5 млрд.
После стартового ажиотажа последовала коррекция: в течение нескольких следующих дней котировки снижались, однако так и упали ниже отметки $30. Это существенно превзошло первоначальные ожидания аналитиков.
Первый крупный обвал котировок «Яндекса» случился через полгода после IPO. 28 сентября 2011-го акции потеряли 13,1% за один день и опустились до $22,9 за штуку. «Яндекс» как компания одномоментно подешевела на $500 млн. Это заметно контрастировало с уверенным ростом фондовых индексов США.
Причиной послужила закрытая встреча руководства «Яндекса» с представителями нескольких хедж-фондов незадолго до публикации финансового отчета. На ней управленцам задали вопрос о падении доли «Яндекса» на поисковом рынке России. По данным счетчика LiveInternet, эта доля снизилась с 63% в августе 2011-го до 61,4% в сентябре.
Аналитик американского финансового издания Barron's Тирнан Рэй рассказал, что ответ генерального директора Аркадия Воложа был воспринят неправильно. Он процитировал письмо менеджеров «Яндекса» инвесторам, в котором было сказано: «Ответ генерального директора Аркадия Воложа, как обычно, откровенный и прямой, возможно, был истолкован как чересчур мрачный и пессимистичный».
Фактически компания поплатилась за излишнюю искренность своего основателя. «Для такой технологически развитой и имеющей хороший бизнес компании, как «Яндекс», необходимо развитие с точки зрения того, как представлять себя миру. Встречаться с менеджментом хедж-фондов за три дня до конца квартала просто наивно», — прокомментировал произошедшее представитель инвестиционной компании Jefferies Дэвид Рейнольдс.
3 марта 2014-го стало черным днем не только для «Яндекса», но и практически для всего российского фондового рынка. Обвал случился на фоне бушующего политического кризиса на Украине: Евромайдан уже победил, а события в Крыму только начинали разворачиваться.
1 марта в субботу Совет Федерации России удовлетворил официальное обращение президента Путина о разрешении на использование российских войск на территории Украины. Экономические последствия возможного ввода российских войск в соседнюю страну спровоцировали панику среди инвесторов.
3 марта, когда открылись биржи, индекс ММВБ потерял 10,8%, РТС — 12%, а российские голубые фишки вроде Сбербанка, «Газпрома» и ВТБ потеряли по 13–15%.
Обвал распространился и на российские компании, разместившие акции за пределами страны. Ценные бумаги «Яндекса» рухнули на 14%. На следующий день акциям удалось отыграть 6%, но полноценно вернуться на докрымский уровень котировки смогли лишь к концу апреля.
24 апреля 2014-го на работу крупнейшей IT-компании России обратил внимание Владимир Путин. На медиафоруме Объединенного народного фронта в Санкт-Петербурге президент заявил, что «Яндекс» на первых этапах своей деятельности подвергся влиянию Запада: «Когда они только начинали работу, их тоже поддавили: должно быть столько-то американцев у них, столько-то европейцев, и они вынуждены были с этим соглашаться».
Кроме того, Путин сказал, что «Яндекс» зарегистрирован за границей, «и не только для цели налогообложения, но и по другим соображениям», а также добавил, что «интернет возник как спецпроект ЦРУ США, так и развивается».
Рынок быстро отреагировал на слова Путина — 24 апреля котировки «Яндекса» рухнули на 5,59%. На следующий день пике продолжилось: акции потеряли еще 10%.
В «Яндексе» вскоре прокомментировали высказывания президента. В частности, в компании подтвердили, что хотя первые инвестиции «Яндекс» получил от международных фондов и инвесторов, но объяснили, что «это обычное дело для любого интернет-стартапа в любой стране мира».
Также в «Яндексе» указали, что обращающиеся на бирже акции поисковика не дают владельцам права на стратегическое и оперативное управление компанией. Регистрацию в Нидерландах компания объяснила особенностями корпоративного права, а не оптимизацией налогообложения. Последствия очередного обвала акции отыграли к 1 мая.
В апреле 2017-го «Яндекс» опубликовал позитивный финансовый отчет, после которого акции выросли сразу на 10%. Но еще более ощутимое ускорение котировки «Яндекса» получили 13 июля. Тогда компания подписала соглашение с такси-оператором Uber об объединении с собственным сервисом «Яндекс.Такси» в России и соседних странах — Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане.
Совместный сервис начал работу на алгоритмах распределения заказов и картографических технологиях «Яндекса». Также стороны договорились о роуминговом соглашении во всех странах, где работают. «Яндекс» инвестировал в совместный проект $100 млн, Uber — $225 млн. Объединенную компанию оценили в $3,73 млрд. Доли в ней распределились так: 59,3% достались «Яндексу», 36,6% — Uber, а оставшиеся 4,1% — сотрудникам.
Инвесторы с воодушевлением отреагировали на сделку: альянс с крупным и всемирно известным игроком из США воспринимался как однозначное благо для доходов и общей устойчивости «Яндекса». Акции компании на Московской бирже подскочили на 17,5%, на американской площадке NASDAQ рост составил 15,92%. А рыночная стоимость «Яндекса» на международном рынке выросла на $1,36 млрд, дойдя до $10,73 млрд.
В сервисе «РБК Инвестиции» можно купить или продать акции, облигации или валюту. Сделки проходят онлайн, вы не потеряете деньги на больших комиссиях, а в качестве партнера-брокера выступает банк ВТБ. Начните с открытия счета. Это займет не более пяти минут.
Материалы к статье