Обувь, электроника или игрушки: на чем можно заработать больше всего
За последний месяц котировки акций в российском сегменте непродовольственной торговли выросли. Если в конце декабря бумаги одного из наиболее заметных представителей сектора, компании «Детский мир», стоили ₽89,6, то к концу января их цена превысила ₽92 за штуку, что означает месячный рост в пределах 3%.
Аналогичная ситуация наблюдается у сети магазинов электроники «М.Видео»: 25 декабря 2018 года акции этой компании стоили чуть больше ₽391, а к 24 января подорожали до ₽402,5. Еще более впечатляющую динамику продемонстрировала «Обувь России»: за тот же период котировки прибавили более 30,5%. Большая часть этого скачка произошла за один день. Назвать причину всплеска аналитики не смогли.
Сектор непродовольственного ретейла в России характеризуется невысокой ликвидностью и довольно значительной долей рынка у лидеров. «Особенно неоспоримо доминирование «М.Видео» в продажах электроники и бытовой техники, а также «Детского мира» в сегменте детских товаров. Тем не менее мы по разному оцениваем перспективы акций компаний на Московской бирже», — отметил аналитик компании «Солид» Вадим Кравчук. По просьбе РБК Quote эксперты сравнили акции трех компаний между собой и выбрали одну — самую перспективную.
Первый магазин под названием «Детский мир» был открыт в 1947 году на Лубянской площади в Москве. Сейчас это сеть магазинов с товарами для детей, которая насчитывает более 600 торговых точек более чем в 200 городах России, а также 12 городах Казахстана. В ближайшие три года компания «Детский мир» планирует открыть еще 300 магазинов.
На днях компания представила операционные результаты за последний квартал прошлого года и весь 2018 год. Аналитики компании «Велес Капитал» позитивно оценили вышедшую статистику. «Рост сопоставимых продаж замедлился до 4,3% в 2018 году с 7,2% в 2017 году, но динамика все равно остается одной из лучших среди публичных компаний потребительского сектора», — отметил аналитик Артем Михайлин.
Наступивший год для компании станет одним из главных, подчеркнул аналитик управляющей компании «Открытие» Сергей Филатов. Совсем недавно АФК «Система», материнская компания «Детского мира», объявила о продаже контрольного пакета акций компании (52,1%).
«Сделка положительно скажется на капитализации, если продажа будет проходить с премией к рынку. При смене мажоритарного акционера возникнет обязательство по выставлению оферты миноритариям с ценой не ниже сделки. К сожалению, на сегодняшний день не раскрыта цена продажи контрольного пакета, но потенциально она будет выше рыночной стоимости», — считает Филатов.
Предполагается, что в 2019 году компания откроет не менее 80 новых магазинов, выйдет на рынок Белоруссии и продолжит развитие нового для себя сегмента товаров для животных. Аналитики оценили потенциал роста котировок «Детского Мира» в 30%.
«Перспективы акций «Детского мира» могут быть связаны только с продажей «Системой» контрольного пакета компании, но это ожидание может и не оправдаться. В то же время реальные доходы населения падают, а зарубежные китайские интернет-магазины, в том числе Aliexpress, составляют мощную конкуренцию «Детскому Миру» по цене», — считает аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов.
По мнению эксперта, наблюдающийся сейчас в России бум рождаемости может утихнуть через три-четыре года, а вместе с ним упадет и спрос на детские товары. «Полагаю, обыкновенная акция «Детского мира» еще не раз вернется к уровню размещения в ₽85, и возможность купить ее на этом уровне либо ниже еще будет. Заходить в эту бумагу рано — если только в расчете на продажу «АФК Системой» контрольного пакета. Но это рискованно», — предупредил Антонов.
Перспективы акций «Детского мира» оценил положительно аналитик «Солида» Вадим Кравчук. «Пока лидеры теряли позиции, бумаги компании консолидировались вблизи ₽90 за акцию на фоне стабильно высоких дивидендов — доходность за прошлый год составила 9,1%. В этом году ожидаем аналогичные по размеру выплаты, но многое будет зависеть от возможного нового собственника», — дал Кравчук свой прогноз.
Потенциальная сделка должна привести к росту стоимости бумаг, так как продажа, вероятнее всего, будет проходить с премией к рынку. «Считаем, что акции в ближайшее время вырастут до ₽102-104», — заключил Кравчук. Такой прогноз предполагает рост котировок на 12,5%.
Сеть по продаже бытовой техники и электроники, основанная в 1993 году, сейчас входит в группу «Сафмар» Михаила Гуцериева и объединяет розничные бренды «М.Видео» и «Эльдорадо» с интернет-площадкой Goods. Группа управляет более чем 800 магазинами в 200 крупнейших городах России. По итогам 2018 года «М.Видео» показала рекордный результат — продажи выросли на 18%, их объем в денежном выражении превысил ₽421 млрд.
Огромные продажи не привели к заметной реакции инвесторов, констатировали в «Солиде». «М.видео» после приобретения «Эльдорадо» и Media Markt увеличила и без того значительную долю рынка, по нашим оценкам, до 27%. Однако компания уже два года не платит дивиденды, направляя средства на развитие бизнеса, а с фундаментальной точки зрения незначительно переоценена, поэтому мы не ждем роста капитализации в 2019 году», — спрогнозировал Вадим Кравчук.
«Исходя из риторики менеджмента, ближайшее вознаграждение акционерам можно ожидать после 2019 года. Фундаментально компания сильная, но отсутствие дивидендов и низкая ликвидность на бирже негативно сказываются на динамике котировок», — согласился с коллегой представитель управляющей компании «Открытие» Сергей Филатов.
«Слияние с «Эльдорадо» сделало компанию более устойчивой, но «М.Видео» не может положиться на устойчивый потребительский спрос: он был просто уничтожен снижением реальных доходов населения на 11% в течение последние четырех лет. Как показывает история компании «Красное и Белое», ретейл в России легко становится объектом силового давления, поэтому покупать акции «М.Видео» рискованно. Рискованно и по причине низкой ликвидности, и низкой доли акций в свободном обращении — всего 27%», — заявил Алексей Антонов.
Заработать на этих акциях очень можно, только если выбрать правильный момент для сделки, считает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. Последние два года акции «М.Видео» движутся в диапазоне ₽380-440 за штуку. Сейчас котировки находятся примерно в середине этого канала, и входить в акции очень рискованно, указали в «Алор Брокер».
Однако, если смотреть долгосрочно — более чем на два года — то бумаги находятся в восходящем тренде, подкрепляемом финансовыми и операционными результатами, добавил эксперт. Антонов посоветовал покупать акции «М.Видео» только при спуске котировок до ₽380. В этом случае можно будет рассчитывать на удорожание бумаг на 16%, то есть на подъем до ₽440 за штуку.
«Обувь России» — лидер российского обувного рынка в среднеценовом сегменте. В октябре 2017 года компания привлекла ₽5,9 млрд в ходе размещения на Московской Бирже, став таким образом первой публичной компанией на российском обувном и модном рынке.
Акции «Обуви России» падают с момента их размещения. Потенциалы роста, которые брокеры пророчат по этой бумаге, исчисляются трехзначными числами в процентах, а попытка купить эти бумаги «у дна» по-прежнему напоминают попытку поймать падающий нож. Такую оценку привел аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов.
«С одной стороны, «Обувь России» имеет хорошие финансовые результаты — полмиллиарда чистой прибыли в квартал, рентабельность чистой прибыли около 10,5%. С другой стороны есть серый рынок обуви в России, доля которого — примерно 60% от общего рынка», — объяснил аналитик свой скептицизм.
Финансовые показатели «Обуви России» из тройки рассматриваемых компаний выглядят наиболее скромно, отметил Вадим Кравчук из «Солида». Третий квартал 2018 года получился довольно неплохим — выручка увеличилась на 7%, EBITDA — на 26%, но слабое начало прошлого года не позволит по итогам 2018 превзойти показатели двух последних лет, считает аналитик.
«Компания генерирует относительно стабильный денежный поток, не слишком закредитована и фундаментально недооценена после активных продаж в конце прошлого года. Дополнительным фактором поддержки для акций является программа обратного выкупа на ₽900 млн, объявленная в октябре 2018 года. Целевая цена акций «Обуви России» — ₽75-77, то есть потенциал роста составляет 25%», — считает Кравчук. Эксперт отдельно оговорил, что не рекомендует отводить на бумаги обувной компании более 3% инвестиционного портфеля.
Торговая сеть работает в сегменте, который во многом отличается от потребительской электроники, детских товаров и продуктов питания: бизнес не является капиталоемким и имеет высокую маржу по EBITDA — более 20%, что значительно превосходит компании-аналоги. «При этом основная деятельность бизнеса требует большой объем оборотного капитала, что делает скорректированную доходность менее привлекательной», — полагает аналитик управляющей компании «Открытие» Сергей Филатов.
По мнению эксперта, особая структура спроса на одежду и обувь, которой торгует компания, говорит о том, что «Обувь России» подвержена сильному влиянию макроэкономических тенденций, в частности экономическим спадам и волатильности валютных курсов.
С момента размещения акции «Обуви России» подешевели в два раза и продолжают падать, им не помогают даже обещания компании выкупать бумаги с рынка, солидарен с коллегами Алексей Антонов. «Как и в случае с «Детским Миром», на продукцию «Обуви России» слишком слаб платежеспособный спрос. Средний россиянин покупает две пары обуви в год — это ничтожно мало, рынок стагнирует. Полагаю, что акции «Обуви России» можно будет купить еще по ₽35-40, а до дна еще далеко», — резюмировал аналитик.
Материалы к статье