Деньги без дураков: как создать портфель из акций роста
Александр Силаев — частный инвестор, трейдер, писатель и журналист. Торгует на бирже с 2010 года. Автор изданной в 2019 году книги «Деньги без дураков». Ведет одноименный блог во «ВКонтакте» об инвестициях и блог о рациональности «Философия без дураков». Часть публикуемых у нас материалов — переработанные фрагменты его книги.
Часто инвесторы противопоставляют «акции стоимости» и «акции роста». С первыми все легко — это акции, сильно недооцененные по главным мультипликаторам, и тут спор лишь в том, какие мультипликаторы «более правильные».
Самый главный стоимостной инвестор современности — это Уоррен Баффет. Его идея — в поиске «несправедливо» дешевых акций и их покупке по заниженной цене. В случае с акциями стоимости также должно быть понятно, как устроен бизнес компании и на чем она планирует зарабатывать деньги.
А вот определить, что такое акции роста, уже сложнее.
Одно из определений: акции роста — это акции стоимости наоборот. Проверяем те же самые мультипликаторы, только смотрим, не где они ниже, а где выше.
Что такое «мультипликаторы»? Это, например, соотношение цены компании к ее прибыли. Вывод такой: чем меньше цена компании (ее акции), тем лучше, ибо так мы меньше заплатим за прибыль. Это и есть «акции стоимости» (имеется в виду, выгодные нам по стоимости). В акциях роста, наоборот, прибыль стоит дорого (например, потому что у компании отличные перспективы).
Примеры акций роста — технологические компании, от американского Amazon до нашего «Яндекса». Цена акций там кажется завышенной относительно прибыли, можно сказать, это дорогие компании. Крайний пример такой компании — Tesla. Ее акции стоили денег и росли в цене, даже несмотря на… убыточность компании. Для традиционных учебников по инвестициям XX века — невозможная ситуация. Но обычно дорогие компании становятся со временем еще дороже. Инвесторы не дураки. В данном случае они покупают не текущую прибыль, а рост прибыли, или даже рост выручки при отсутствии прибыли, как в случае Tesla.
Примеры акций стоимости — наш «Газпром». Акции годами стоили очень дешево относительно прибыли. Вообще, это история многих компаний из традиционных секторов, того же нефтегаза.
Казалось бы — раз дешевое, налетай и покупай! Однако если мы посмотрим историю с начала века, технологичные компании были лучшим выбором, чем традиционные отрасли.
Так что, получается, можно просто отбирать самые дорогие акции (по соотношению цена/прибыль)? Нет, конечно. Акции роста обычно дорогие, но не все дорогие акции — еще и растущие. Есть просто популярные, разогнанные спекулянтами и так далее.
К счастью, существуют другие определения. Например, самое простое сводится к тому, что акция роста — это акция, в прошлом растущая лучше среднего. Такое явление называется «моментум».
Как посчитать моментум, характерный для акций роста? Берем акции, которые хотим сравнивать, и смотрим на полную доходность (это рост ее котировок плюс дивиденды), которую принесла каждая. Обычно берут период от квартала до года. Дальше сравниваем полную доходность, отбираем десять лучших результатов и получаем «моментум-портфель». Так, даже без фильтра по качеству самого бизнеса, у вас получится обогнать в доходности большинство всех ПИФов.
Другой вариант определения акции роста — это акции компаний с растущей прибылью. Это тоже годный, правильный фактор. Такие компании в среднем будут лучше среднего.
Можно наложить факторы друг на друга, чтобы был своего рода фильтр. Если котировки растут, но непонятно, что именно в компании стало лучше, тогда это может быть что угодно. Например, манипуляция. Или массовая истерия. В обоих случаях спорно ставить на продолжение процесса, если мы берем большие временные горизонты. Если в этом году манипулятор или толпа тащили акцию вверх, из чего следует, что они продолжат делать это в следующем году? Манипулятор может теперь не тащить акцию, а рушить, у толпы может смениться настроение.
Другое дело, если акция растет и параллельно растет качество бизнеса. Тогда это, возможно, новый растущий рынок. Или сильный менеджмент. Или восстановление циклической компании вместе с рынком. Во всех случаях ставить на продолжение можно.
Если бы у меня был выбор и я мог вкладывать только в акции стоимости или только в акции роста, предпочел бы акции роста. Почему?
С акциями стоимости в XXI веке возникла проблема. Очень сложно подсчитать «справедливую» стоимость, например, для интернет-компаний. Для заводов, газет и пароходов сделать такой подсчет было легко, но если главный актив технологичной компании — темпы ее роста, бренд и клиентская база, то как это все заложить в формулы? В последние 10–20 лет у компаний США вообще неясно, как считать фактор стоимости. Уоррен Баффет сейчас тоже с этим не справляется, так что не мы такие — мир теперь такой.
А фактор роста по-прежнему понятен, он никуда не делся.
Больше интересных историй об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Материалы к статье