«Бойтесь двойного дна и не храните кеш»: Баффет, Далио и Мобиус о рынке
За полувековую карьеру управляющего фондами Марк Мобиус приобрел известность благодаря успешным вложениям в развивающиеся рынки. Среди инвестиций Мобиуса были акции Сбербанка, «Норникеля», «Аэрофлота», «М.Видео» и других крупных российских компаний. Мобиус предсказал начало «бычьего» рынка в 2009 году.
«Думаю, пока еще рано что-то прогнозировать. Влияние карантина на бизнес будет очевидно не сразу, — сказал он. — А когда данные начнут поступать, это разочарует людей».
Всего за месяц до середины марта 2020 года фондовый рынок откатился назад почти на 35%. Это очень быстро по сравнению с динамикой других «медвежьих» периодов в истории США. И сейчас многие полагают, что раз обвал был таким стремительным, то и восстановление займет мало времени.
Мобиус не согласен с этим мнением. Он напомнил, что предыдущие «медвежьи» рынки, как правило, увеличивали просадку до 30–50% в течение примерно двух лет. «Я думаю, что нас ожидает двойное дно. Рынок вновь упадет, а затем поднимется», — заключил инвестор.
Есть и положительные стороны в текущей ситуации. Падение рынка принесло много отличных возможностей для инвестора. В частности, речь идет о вложениях в такие развивающиеся рынки, как Китай, Бразилия и Индия, говорит управляющий.
Чтобы диверсифицировать портфель, Мобиус советует защитную стратегию: как минимум 10% портфеля выделить под золото, а 30-40% — под развивающиеся рынки. Он также рекомендует сохранить большую денежную подушку на случай дальнейшего падения рынка.
В отличие от Марка Мобиуса основатель крупнейшего в мире хедж-фонда Bridgewater Associates Рэй Далио считает неблагоразумным хранить капитал в наличных.
«Хотя стоимость денег не так сильно колеблется, как стоимость других активов, наличные сейчас приносят отрицательную доходность», — объяснил свое мнение миллиардер.
«Поэтому я по-прежнему думаю, что кеш — это мусор по сравнению с альтернативными активами, особенно теми, которые сохраняют или увеличивают свою стоимость в периоды рефляции (к примеру, золото и некоторые акции)», — заключил он.
Рефляция — монетарная политика, направленная на стимулирование экономики и против падения инфляции. Предпринимаемые для этого меры включают, в частности, снижение процентных ставок и другое.
В течение продолжительного времени до падения рынка «оракул из Омахи» держался в стороне от рынка. Единственной сделкой, которую совершил Баффет, стала покупка привилегированных акций нефтегазовой компании Occidental Petroleum на $10 млрд. Инвестор сделал это по просьбе самой компании, искавшей дополнительное финансирование.
За время у управляющей компании Berkshire Hathaway, которой владеет Баффет, накопилось свободных средств на $125 млрд. И сейчас рынок задается вопросом: теперь, когда рыночная стоимость компаний на рынке значительно упала, готов ли он наконец-то начать инвестировать?
Гадать, как поступит Баффет, уже давно вошло в привычку у экспертов и участников рынка. «Если мы что-то и знаем о стратегии Уоррена Баффета, это то, что он не будет торопить события, — пишет издание Worth. — Ему неинтересно выкупать краткосрочный спад на рынке, он предпочитает делать стратегические шаги».
Скорее всего, он пытается оценить, насколько привлекательными стали компании и изменила ли пандемия коронавируса что-либо в настроениях потребителей. Для этого у Баффета есть уникальная возможность — крупные позиции в акционерном капитале многих компаний. Это позволяет ему понять, что происходит внутри этих бизнесов.
В такие времена типичный шаг Баффета — вложение в одну из наиболее пострадавших от коронавируса отраслей, предположили в Worth. Вывод сделан на основе того, как он действовал после кризиса 2008 года. Тогда он инвестировал в JP Morgan и Bank of America, хотя другие избегали банкиров, как чумы.
Это связано с тем, что единственное, что имеет значение для «оракула из Омахи», — качество бизнеса, поскольку «его любимый период владения — это навсегда».
Больше интересных историй и новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Материалы к статье