Инвестиции
Отключить рекламу
Темная тема
РБК Comfort
Рубрики
Другие проекты

Последние новости

Альфа-Банк спрогнозировал ставку ЦБ выше 20% в течение всего 2025 года
·
Новости
CNY 14,01
+0,36%
14 дек. 2024 г.
USD 103,43
-0,50%
14 дек. 2024 г.
14 дек. 2024 г.
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
·
Биржевые истории
0

Сирена в короне: как сеть Starbucks сделала кофе жизненной необходимостью

Кофейни Starbucks стали частью повседневной жизни многих людей. Как маленький магазин по продаже зерен превратился в крупнейшую кофейную сеть и почему символом Starbucks стало мифологическое существо с двумя хвостами?
Сирена в короне: как сеть Starbucks сделала кофе жизненной необходимостью
(Фото: Starbucks)

Компания Starbucks сейчас стала для многих людей синонимом слова «кофе». Однако 50 лет назад это было не так. В 1971 году три любителя кофе решили открыть маленький магазин по продаже кофейных зерен собственной обжарки в городе Сиэтле. Учитель английского языка Джерри Болдуин, учитель истории Зев Зигл и писатель Гордон Боукер дали название своему магазину в честь персонажа книги «Моби Дик» Старбека, который очень любил кофе.

Книга о морских приключениях вдохновила их на создание логотипа с морской сиреной — коварным мифологическим существом, завораживающим моряков своей красотой и пением. Интерьер магазина напоминал о морской романтике и традициях первых торговцев кофейными зернами.

Сначала компания состояла лишь из одного магазина в Сиэтле, который продавал кофе, оборудование для его обжарки и варки своим посетителям, а также городским ресторанам и кафе. Starbucks привозил кофейные зерна с ферм в Латинской Америке, Африке и Азии. К 1980 году магазинов было уже шесть, и компания совершенно не планировала заниматься другими бизнес-направлениями.

(Фото: Starbucks)

В 1982 году в компанию, которая по-прежнему торговала только зерновым кофе и оборудованием, устроился Говард Шульц. До этого он работал в Xerox и в шведской компании, которая производила кофеварки Hammarplast. После поездки в Италию он загорелся мечтой запустить собственную сеть кофеен, так как был очарован традиционными итальянскими эспрессо-барами. Шульц убедил основателей Starbucks протестировать концепцию кофейни в одном из магазинов в центре Сиэтла.

Новый проект оказался очень удачным, и в результате Шульц решил создать отдельную сеть кофеен, а Starbucks стал в ней инвестором. Так в 1985 году появилась сеть Il Giornale. Она стала настолько успешной, что через два года смогла купить сам Starbucks за $3,7 млн. Говард Шульц решил сохранить название популярного поставщика кофе, поэтому после покупки Il Giornale переименовали в Starbucks.

(Фото: Starbucks)

Первые кофейни в Сиэтле предлагали всего несколько сортов латте и эспрессо. В 1987 году, когда у компании было уже 17 торговых точек, Говард Шульц предложил покупателям возможность создавать свой собственный кофе — выбирать тип напитка, размер кружки, разные виды молока и сиропов.

Первая торговая точка Starbucks за пределами Северной Америки была открыта в Токио в 1996 году. Сеть начала стремительно расширяться, открывая магазины по всему миру и выкупая кофейни у конкурентов. К 2020 году в сети Starbucks было уже более 32 тыс. кофеен и магазинов.

(Фото: MIKI Yoshihito / / Flickr)

Личное обращение к каждому из посетителей стало идеей, которая выделила Starbucks среди всех остальных кофеен. Каждая чашка подписывается именем человека, заказавшего напиток, а после приготовления бариста громко произносит его на весь зал.

Помимо напитков, компания продает собственную выпечку, мороженое, легкие закуски, горячие и холодные бутерброды, а также кружки и стаканы с логотипами сирены в короне. Недавно в меню появились пять вариантов вегетарианских завтраков, которые смогут удовлетворить растущую популярность растительных продуктов среди клиентов по всему миру. В Starbucks по-прежнему можно купить просто кофейные зерна собственной обжарки.

Кофейни стали частью повседневной жизни многих людей. Они привыкли приходить в Starbucks, чтобы поговорить, встретиться с друзьями или поработать на ноутбуке. Но еще более популярной стала услуга «кофе навынос» — около 75% американцев покидает заведение сразу после покупки, предпочитая брать кофе с собой и пить его по дороге.

(Фото: Starbucks)

Starbucks разместила свои акции на бирже NASDAQ в 1992 году по $17 за бумагу. К моменту IPO у компании было уже 140 торговых точек, годовая выручка составляла $73,5 млн, а рыночная стоимость кофейной сети к этому времени оценивалась в $271 млн. На бирже Starbucks продала примерно 12% собственных акций за $25 млн. В первый день торгов бумаги подорожали до $21,5.

Полученные средства позволили удвоить количество магазинов и кафе в течение следующих двух лет. А в 2010 году компания начала выплачивать дивиденды своим акционерам. Сейчас владельцы акций получают дивиденды четыре раза в год. За последний квартал дивиденды составили $0,41 на акцию. Бумаги торгуются на бирже под тикером SBUX.

(Фото: MIKI Yoshihito / Flickr)

Сейчас Starbucks продает кофе, чай, продукты и другие товары в 81 стране, и ее крупнейшим источником дохода по-прежнему остаются напитки. К концу марта у Starbucks было более 32 тыс. кофеен и магазинов по всему миру, из которых 51% управлялись компанией, а остальные работали по лицензии. Больше половины всех магазинов компании находится в США и Китае.

В последнем квартале глобальные сопоставимые продажи упали на 10% по сравнению с прошлым годом из-за пандемии коронавируса. Это произошло впервые за 11 лет. В США сопоставимые продажи за квартал упали на 13%, а в Китае — на 50%. Из-за снижения продаж выручка за квартал упала на 5% по сравнению с предыдущим годом, до $6 млрд, а чистая прибыль сети уменьшилась в два раза, до $0,3 млрд.

(Фото: JOSHUA TRUJILLO / STARBUCKS STORIES)

Прогнозы на 2020 год компания пока не дает. Около половины кофеен в США не работает, за исключением тех, которые находятся в больницах и медицинских центрах или рядом с ними. Остальные кафе и магазины обслуживают только автомобилистов и доставляют заказы на дом. Более 75% торговых точек закрыты в Канаде, Японии и Великобритании.

Тем не менее к концу апреля практически все существующие магазины Starbucks в Китае снова открылись, спрос начал восстанавливаться. Компания рассчитывает, что после снятия карантинных мер так произойдет и на других рынках, включая США.

Больше интересных историй и новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»

Поделиться

Материалы к статье

Марина Мазина
Марина Мазина

Виджеты

Мой портфель

Вы недавно смотрели

Котировки

RTSI
00:00
756,93
0,20%