Симбиоз ради инноваций: как НПФ могут помочь стартапам
Российский венчурный рынок за свою историю преодолел не одну стагнацию, адаптировался к санкциям, справился со скачками курса рубля. Новое испытание — пандемия COVID-19. Но есть надежда, что драйвером восстановления экономики станет высокотехнологичный бизнес, способный обновить такие сферы, как образование, здравоохранение, транспорт, ретейл и многие другие.
Выход из рецессии всегда требует «длинных» денег. Где их взять? Одним из источников могут стать средства негосударственных пенсионных фондов (НПФ).
Суммарные активы мировых НПФ в 2018 году оценивались в $35,6 трлн. Они покупают не только акции и облигации, в их портфеле серьезную долю — до 30% — занимают венчурные инвестиции. Конкретная стратегия инвестирования зависит от национальных особенностей той или иной страны. Например, калифорнийские пенсионные фонды California Public Employees Retirement System и California State Teachers Retirement System активно вкладываются в компании Кремниевой долины. А пенсионный фонд штата Нью-Йорк New York State Common Retirement Fund выделил $200 млн фонду, ориентированному на инвестиции в разработку программного обеспечения.
И такая стратегия работает. Еще в 1979 году в США был принят закон, позволяющий пенсионным фондам инвестировать часть своих активов в стартапы, а к началу 2000-х годов больше половины венчурного капитала страны составляли вклады пенсионных фондов. Многие крупнейшие технологические компании, основанные в США за последние 40 лет, своим успехом обязаны в том числе и венчурному капиталу. Среди них Cisco, Google, PayPal, Uber, Apple, Dropbox, Square.
Европейские фонды также включены в венчурный рынок. Так, по данным опроса Европейского форума устойчивого инвестирования, 20% корпоративных пенсионных фондов Европы вкладывают свои средства в инновационные компании. Шведский пенсионный фонд AP6 в 2017 году инвестировал 16% своих активов ($345 млн) в стартапы. В 2019 году два голландских пенсионных фонда — Pensioenfonds van de Metalektro и Pensioenfonds Metaal & Techniek — инвестировали более $160 млн в развитие национальных технологических проектов. А датский пенсионный фонд PensionDanmark в 2017 году был назван лучшим пенсионным фондом года в Европе именно за развитие инновационных технологий.
Может ли Россия пойти по такому пути? Инновационные компании, ориентированный на мировой рынок, у нас уже появились. Но для масштабирования бизнеса им нужны ресурсы, сопоставимые с теми, что есть у конкурентов. В 2018 году активы отечественных НПФ оценивались в ₽4 трлн. Если применить правило 55-ного инвестирования в венчурные проекты для НПФ, получим ₽200 млрд потенциальных инвестиций. Для российского рынка не так уж и мало.
Но будет ли это выгодно для самих НПФ? Я считаю, что да. У них появится новая возможность увеличить доходы своих клиентов, то есть российских пенсионеров. Сейчас пенсионные фонды вынуждены придерживаться консервативных стратегий инвестирования в связи с жестким регулированием этого рынка. В итоге портфели многих НПФ демонстрируют показатели в лучшем случае на уровне инфляции.
Государство понимает, что нужно менять правила игры, в частности вовлекать пенсионные накопления в инновационную экономику. В марте 2020 года президент России Владимир Путин дал поручение правительству и ЦБ проработать изменения в законодательство, которые позволили бы стимулировать активность пенсионных фондов на рынке прямых и венчурных инвестиций.
Да, такие инвестиции всегда сопряжены с риском, впрочем, как и большинство других инвестиционных инструментов. Но профессиональные команды управляющих умеют формировать сбалансированные инвестиционные портфели, которые принесут доходность, даже если часть сделок себя не оправдает. Именно поэтому средняя доходность всей венчурной отрасли много лет находится в районе 20% годовых в валюте.
Конечно, выход НПФ на венчурный рынок потребует контроля со стороны государства, ведь сохранность пенсионных средств граждан никто не отменял. Нужны будут дополнительные защитные меры: тщательный отбор управляющих команд, установление лимитов на венчурные инвестиции, многоуровневая система управления активами через фонды фондов.
Есть, ради чего стараться. При скромных объемах российского венчурного рынка (0,03% ВВП против 0,3% ВВП в странах-лидерах) он является поставщиком инноваций в ключевые сферы экономики и может помочь появлению национальных чемпионов, определяющих место страны в мировом разделении труда. Сегодня благодаря кризису в ряде отраслей на глобальном уровне сформирован запрос на новые модели ведения бизнеса. Целые сегменты освобождаются от устоявшихся лидеров. Перед российским венчурным рынком распахнуто «окно возможностей» — и этот момент нельзя упустить.
Все материалы нашего проекта доступны в Яндекс.Дзене. Подпишитесь, чтобы быть в курсе
Материалы к статье