«Актив — машина, выручка — зарплата». Оцениваем акции на бытовых примерах
Когда частный инвестор приходит на фондовый рынок, он теряется среди множества разных вариантов инвестирования. Допустим, вы выбрали инструмент и отрасль, в которую планируете вложить деньги. Но в этой сфере торгуется сразу пять компаний. Как выбрать лучшую? Для этого в мире финансов существуют различные коэффициенты, они же мультипликаторы, для оценки эффективности бизнеса. В этой статье мы разберемся в них на примере ваших личных доходов и рассмотрим самые популярные коэффициенты рентабельностей.
Этот мультипликатор покажет, насколько эффективно компания использует собственный капитал. Чем выше показатель, тем лучше.
Рентабельность собственного капитала ROE (return on equity) можно рассчитать по формуле:
(Чистая прибыль / объем собственного капитала) * 100%
Чтобы понять смысл этого коэффициента, давайте разберем его на примере личных финансов. Чистая прибыль — это так называемые «лишние» деньги. Это деньги, которые остаются после вычета всех расходов и налогов. Ими мы можем свободно распоряжаться, отправлять на досрочное погашение кредитов или на инвестиции. Также компании распределяют чистую прибыль на дивиденды акционерам, погашение обязательств, на формирование финансовой подушки безопасности и многое другое.
Собственный капитал — это суммарная стоимость активов, с помощью которых компания зарабатывает деньги за вычетом кредитов, полученных на покупку тех самых активов. Например, вам необходим автомобиль, чтобы ездить на работу. Полная стоимость автомобиля записывается в актив. Если вы брали его в кредит, то невыплаченная часть кредита вычитается из стоимости автомобиля. В сухом остатке мы получаем сумму, которую вы достали из собственного кармана.
Это и есть собственный капитал. Он должен быть положительным, так как это будет сигнализировать нам о способности компании закрыть свои обязательства хотя бы за счет имеющихся активов. Проверьте себя, сможете ли вы закрыть свои кредиты, продав все свои активы? Например, за год у вас накапливается ₽200 тыс. чистой прибыли — «лишних» денег. А собственный капитал равен ₽1 млн. Рентабельность вашего капитала равна 20%. Каждый рубль собственного капитала приносит ₽0,2 чистой прибыли ежегодно. Неплохой результат.
Этот мультипликатор помогает понять, как эффективно компания распоряжается своими активами. Чем выше показатель, тем лучше у нее идут дела.
Рентабельность активов ROA (return on assets) можно рассчитать по формуле:
(Чистая прибыль / активы) * 100%
Здесь мы не будем считать обязательства. Мы просто возьмем все активы, которые помогают зарабатывать деньги, и вновь сравним их с чистой прибылью. Попробуйте посчитать рентабельность ваших активов. Например, сложите вместе стоимость вашей недвижимости (вместе с ремонтом), в которой вы живете, автомобиля, на котором ездите на работу, смартфона, по которому ведете переговоры, и многое другое, что вам необходимо для заработка. Вы получите стоимость всех ваших активов. Теперь берем годовую чистую прибыль и делим на активы.
Например, стоимость всех ваших активов — ₽10 млн, чистой прибыли за год — ₽200 тыс. Итого ваша рентабельность активов получается 2%. ROA всегда показывает результат хуже, чем ROE. ROA отражает эффективность использования дорогостоящего оборудования, зданий и лицензий без оглядки на источник финансирования, а ROE учит нас, что кредит — это не зло, а достойный инструмент в умелых руках. Коэффициент рентабельности активов в районе 2% — нормальное явление в корпоративных финансах.
Этот мультипликатор показывает, какую часть прибыли компания получает на каждый рубль выручки. То есть насколько продажи компании эффективны и как хорошо она управляет своими издержками. Чем выше мы получаем коэффициент, тем меньше компания затрачивает ресурсов на продажу. Поэтому чем у компании выше этот показатель, тем лучше.
Рентабельность продаж ROS (return on sales) можно рассчитать по формуле:
(Чистая прибыль / выручка) * 100%
Поделив чистую прибыль на выручку, вы узнаете свою рентабельность чистой прибыли. Например, ваша выручка — ₽1 млн. Ваша чистая прибыль — ₽200 тыс. Итого рентабельность чистой прибыли — 20%. То есть на каждый полученный рубль выручки у вас чистыми остается ₽0,2. ROS в районе 20% — достойный результат.
При грамотной работе с коэффициентами главное помнить, что сравнивать результаты компаний можно за одинаковый период и при условии, что они работают внутри одной отрасли. Давайте сравним коэффициенты рентабельности на примере отрасли производства полупроводников. Для чистоты сравнения возьмем данные за полный 2019 год и посмотрим, насколько эффективно работали компании до пандемии.
Broadcom (тикер AVGO) | Qualcomm Inc (тикер QCOM) | Intel Corp (тикер INTC) | |
ROE | 10,91% | 89,35% | 27,16% |
ROA | 4,04% | 13,31% | 15,42% |
ROS | 12,05% | 18,07% | 29,25% |
Самая высокая рентабельность капитала за 2019 год у Qualcomm. Я бы даже сказала подозрительно высокая по сравнению с конкурентами. У этого есть свое объяснение. Дело в том, что в 2018 году у компании стало меньше собственного капитала. Либо задолженность стала больше, либо активов стало меньше. При этом меньше компания зарабатывать не стала — чистая прибыль осталась на том же уровне. А вот у Broadcom и Intel собственный капитал и чистая прибыль росли пропорционально из года в год, поэтому их коэффициенты лучше отражают реальную ситуацию в компаниях.
Что касается ROA и ROS, лидером по этим двум показателям становится Intel — ROA 15,42% и ROS 29,25%. Однако не помешает проверить динамику чистой прибыли, чтобы показатель не оказался завышенным. Чистая прибыль может искажаться разовыми списаниями из-за обесценения или отчуждения активов, а также при создании дополнительных резервов, валютной переоценки и много другого. Поэтому, если вы видите высокий ROS по сравнению с коллегами в отрасли, обязательно проверьте, из чего сформировалась чистая прибыль за конкретный период. В случае с Intel показатель чистой прибыли для компании является нормальным.
Больше интересных историй и новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Материалы к статье