Как инвестировать в игры и почему киберспорт в СНГ зовут долиной смерти
Киберспортивная команда Astralis празднует победу над Virtus.Pro по Counter-Strike: Global Offensive Major Championship final в театре «Фокс» 29 января 2017 года в Атланте, штат Джорджия
Мировые и российские компании давно инвестируют в игровой сегмент. Самая быстро развивающаяся часть игрового мира — киберспорт. Компании покупают и строят огромные стадионы для турниров, а суммы призовых на этих турнирах порой превышают заработки спортсменов, которые занимаются традиционными видами спорта. Спонсорами таких мероприятий выступают крупные бренды, они же спонсируют киберспортивные команды.
Во время пандемии инвесторы начали активно вкладывать деньги в акции технологических компаний. Потребность в онлайн-услугах выросла, ведь работа, развлечения и другие важные аспекты жизни на несколько месяцев стали виртуальными.
Большую нишу в онлайн-развлечениях занимают игры. В период вынужденного карантина их популярность особенно возросла. Можно предположить, что после снятия локдауна по всему миру всплеск популярности видеоигр снизится. Однако экс-главред «Игромании» Павел Карасев считает, что этого не произойдет: «Спрос на игры не станет меньше после снятия карантина. В 2020 году у консолей выходят новые модели: в ноябре на рынке появятся новые Sony PlayStation и Xbox. Так что хайп будет до конца года минимум. Тем более что на карантине у консолей появилось много новых фанатов».
В отчете NPD Group сказано, что во втором квартале 2020 года расходы на видеоигры в США выросли на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли $11,6 млрд. Продажи игрового контента увеличились на 28% — до $10,2 млрд. Согласно отчету PwC, в период с 2013 по 2018 год объем российского рынка видеоигр вырос в два раза и достиг $2 млрд выручки. Аналитики предполагают, к 2023 году эта цифра увеличится до $2,5 млрд (при условии, что темпы роста сохранятся на уровне 5,6% в год).
С 2016 года киберспорт стал официально признанным видом спорта. И последние несколько лет российские технологические и телекоммуникационные компании вкладывают большие деньги в эту сферу. Например, компании «Яндекс», МТС или Mail.Ru. Все они торгуются на бирже. В исследовании PwC сказано, что в 2018 году общая выручка российского киберспортивного рынка выросла на 42% и составила $12,7 млн. Ожидается, что к 2023 году общий объем выручки может достичь $31,2 млн.
Игорь Ивченко — генеральный директор холдинга Gamesup42, который разрабатывает игры и инвестирует в них, считает, что частным инвесторам стоит обратить внимание на киберспорт: «Инвестиции в киберспорт сейчас — очень интересный вариант. Сектор онлайн-развлечений растет больше, чем другие секторы, и даже больше фармацевтической промышленности, которая занята производством вакцины от коронавируса и чей рост, скорее всего, будет ограничен временными рамками».
Самый простой способ инвестировать в игровую и киберспортивную сферу — купить акции компаний, которые занимаются этим бизнесом. К ним относятся производители игр, консолей, программного обеспечения. Кроме этого, в игровой индустрии важную роль играют производители чипов и процессоров — например, NVIDIA.
Tencent Holdings — крупный китайский инвестиционный холдинг, в который входят десятки компаний: разработчики видеоигр, PR-компании, социальные сети и прочие. Холдинг является владельцем самой крупной киберспортивной лиги — League of Legends Championship Series. Китайская социальная сеть WeChat также принадлежит Tencent. Холдинг владеет 7% акций Mail.Ru. Чистая прибыль Tencent за второй квартал 2020 года составила 33,1 млрд юаней ($4,77 млрд), увеличившись на 37% по сравнению со вторым кварталом 2019 года. Капитализация компании — около $670 млрд. Торгуется на Гонконгской фондовой бирже, тикер — 0700.
CD Projekt — польская холдинговая компания, издатель, локализатор и разработчик компьютерных игр. Именно она создала серию видеоигр The Witcher по романам «Ведьмак» А. Сапковского. Первую часть игры выпустили в 2007 году, последнее обновление было в 2016-м. «Ведьмак» приобрел популярность по всему миру и превратил маленькую польскую компанию в огромную корпорацию. На основе игры Netflix снял одноименный сериал. Акции CD Projekt за последние десять лет выросли на 21 000% — ни одна из публичных европейских компаний, входящих в индекс STOXX 600, не смогла показать такой рост. В феврале 2020 года рыночная капитализация CD Projekt составила $8 млрд. Чистая прибыль компании за первый квартал 2020 года выросла на 409%, до €20,9 млн по сравнению с первым кварталом в 2019 году. Торгуется на Варшавской фондовой бирже, тикер — CDR.
Activision Blizzard — крупный разработчик игр из США для ПК, консолей и мобильных телефонов. Компания известна играми World of Warcraf, StarCraft, Diablo, Hearthstone и Heroes of the Storm. Игорь Ивченко считает, что у компании хорошие показатели бизнеса и есть потенциал роста акций: «Учитывая, что Activision Blizzard подписала контракт о партнерстве с Google (компания будет использовать Google Cloud для своей хостинг-инфраструктуры, а YouTube станет платформой для стриминга киберспортивных турниров Activision Blizzard), акции, скорее всего, будут расти». Чистая прибыль компании увеличилась на 76% во втором квартале 2020 год, до $580 млн. Капитализация компании — $36 млрд. Торгуется на NASDAQ, тикер — ATVI.
Electronic Arts — еще один гигант индустрии наряду с Activision Blizzard. Обе компании входят в индекс S&P 500. Electronic Arts выпускает игры FIFA, NBA Live, NHL, Battlefield, Star Wars, Mass Effect, Need for Speed, The Sims и др. Существенную часть выручки компания получает от продажи внутриигрового контента. Чистая прибыль компании в первом квартале 2021 финансового года составила $365 млн. Капитализация Electronic Arts около $40 млрд. Торгуется на NASDAQ, тикер — EA.
Киберспортивная команда Team Liquid соревнуется с Cloud9 во время летнего финала чемпионата League of Legends Championship Series на ORACLE Arena 9 сентября 2018 года в Окленде, штат Калифорния
«Отдельно я бы отметил Epic Games и их агрессивный захват рынка, — говорит Павел Карасев. — Они заработали уйму денег на игре Fortnite, устроили крестовый поход на Steam, запустили свой магазин, подавляют конкуренцию на рынке графических движков со своим Unreal Engine 5, раздают миллионы грантами студиям. А теперь даже вступили в спор с Apple по поводу комиссий в AppStore. У Epic Games огромный запас прочности, невероятная ядерная аудитория и инвестиции от китайцев из Tencent». Epic Games не торгуется на бирже.
Если боитесь, что компания обанкротится, или не можете выбрать одну, то есть вариант вложиться сразу в несколько. Причем из разных стран. Для этого нужно купить биржевой инвестиционный фонд. Например, ETFMG Video Game Tech (GAMR). Фонд работает с 2016 года и управляет капиталом в $115 млн. В портфель входит 88 компаний, которые связаны с игровой индустрией.
Среди них издатели игр и производители компьютерного оборудования. Например, Razer, Nintendo, Nvidia, IGG, Webzen Games. Фонд диверсифицирован по странам. Акции из США занимают в портфеле 26%, из Японии — 17%, из Южной Кореи — 15%, из Гонконга — 9%. Комиссия за управление GAMR составляет 0,75%. Одна акция этого ETF стоит около $66. Акции фонда торгуются на бирже NASDAQ.
Для частного инвестора инвестировать в российские киберспортивные проекты сложнее, чем в американскую игровую индустрию. Forbes пишет, что в России интерес крупных инвесторов к киберспорту ниже, чем на Западе. А мировые бренды и платформы платят за рекламу для зрителей из США и из России по-разному. За каждый рекламный просмотр зрителя из США YouTube в среднем платит в четыре раза больше.
«Киберспорт в СНГ — это долина смерти, — говорит Карасев, — У нас отсутствуют четкие правовые границы и определения. Внутри некоторых игр существуют аналоги казино и аукционы. Отсутствует инфраструктура. Ситуация меняется, но медленно. Мы сейчас на пороге введения новых правил для разработчиков, издателей и дистрибьюторов видеоигр».
Тем не менее в России есть крупные игроки, готовые вкладывать средства в видеоигры и киберспорт. Например, в 2018 году Mail.Ru Group купила киберспортивноый холдинг ESforce за $100 млн. Это крупная киберспортивная организация, она владеет киберспортивными командами, ареной, является операторов турниров. Проект оказался убыточным, и Mail.Ru решила продать часть ESforce компании Modern Pick в 2019 году. Но сделка сорвалась, и с тех пор Mail.Ru предлагала приобрести ESforce банку ВТБ, МТС и «Газпрому».
«В СНГ, в частности в России, много перспективных компаний и успешных проектов, но бизнес-культура пока только появляется, — рассуждает Карасев. — Разработчики не привыкли составлять бизнес-планы, питчить идеи инвесторам и попросту презентовать себя. Сейчас вкладывать в российские проекты можно косвенно, купив компании, которым они принадлежат. Например Esforce входит в Mail.Ru. Но в целом пока инвестировать в российские киберспортивные проекты частному инвестору крайне сложно».
Больше интересных историй и новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Материалы к статье