Продлить или свернуть: что делать с антикризисной поддержкой экономики
Приближающийся конец 2020-го — года «черных лебедей» — хороший повод посмотреть на то, какие меры поддержки российской экономики и граждан оказались действенными, но явно временными, какие заслуживают сохранения на постоянной основе, а какие скорее вредны и должны быть свернуты с минимальным ущербом. Не стоит забывать, что даже если пандемия закончится в следующем году, уровень спроса и готовность бизнеса инвестировать еще долго будут зависеть от качества антикризисной политики государства.
К первой категории мер относятся разнообразные послабления для бизнеса: прощение налогов, списание кредитов и прямые субсидии на выплаты зарплат. Они носили явно временный характер или предоставлялись достаточно узкому кругу наиболее пострадавших компаний. Тем, кто попал под раздачу капитально (например, представители индустрии развлечений) продления и отсрочки не помогут — им нужно либо претендовать на долгосрочные субсидии, если есть общественный интерес поддерживать отрасль или конкретную компанию, либо идти на ликвидацию (самостоятельно или через процедуру банкротства).
Еще ряд решений оказались достаточно качественными, чтобы продлить их действие и на посткризисные времена. Это упрощенная подача заявлений на пособия по безработице и унификация их размера, удаленная работа госструктур, а также выдача «детских» выплат через портал госуслуг. Новый формат социальной поддержки хорошо ложится в концепцию тотальной цифровизации и может быть первым шагом на пути к унификации пособий в некое подобие единого базового дохода — для получателей господдержки. Детские выплаты — напрямую, по простому критерию, оперативно — могут, например, стать основой для компенсации НДФЛ гражданам с низкими доходами или жителям бедных регионов, причем без нанесения ущерба региональным бюджетам. Введение отсечки по доходам позволит не помогать тем, кто не очень нуждается в помощи. Самое главное, чтобы система оставалась максимально простой и понятной для получателей и дешевой для государства.
Кредитные каникулы тоже стоит сохранить, но нужно довести этот механизм до ума с учетом мнения банкиров. Сами условия государственной программы, сформулированные апрельскими поправками в закон о ЦБ, возможно, были слишком жесткими — но банки, освобожденные от санкций за послабления для заемщиков, активно шли на реструктуризации по собственным программам, которыми воспользовалось больше 90% заявителей. В итоге госпрограмма сыграла положительную роль, став минимальной гарантией для добросовестных заемщиков, испытывающих временные трудности, но не заслуживших банкротства или встреч с коллекторами. Доступность таких каникул, условия для них, последствия для кредитной истории — повод для детального обсуждения, но инструмент, позволяющий пережить трудности без ухода в серьезную просрочку, нужен, особенно на фоне хороших прибылей в финансовом секторе.
Наконец, льготная ипотека оказалась даже слишком успешной. Нынешний кризис — причем не только в России — первый, когда на фоне роста безработицы и дешевеющей аренды жилья рынок недвижимости существенно растет. Снижение ставок и стремление инвестировать в недвижимость в целом способствовало поддержанию спроса, но реальным драйвером роста стали программы льготной ипотеки — не только известная всем федеральная на первичное жилье, но и «детская» и «дальневосточная» и «сельская» (а в реальности пригородная) программы, запущенные или наконец раскрутившиеся в этом году. На Дальнем Востоке суперльготная ипотека под 2% привела к тому что покупатели буквально пропылесосили рынок в крупнейших городах. В итоге основную выгоду от бума на жилищном рынке получили не покупатели — их будущие платежи снизились незначительно из-за роста цены — а застройщики и владельцы вторичного жилья, куда переместился «обычный» спрос по ипотечным программам, которые тоже подешевели, хотя и меньше. Снова появилась практика выдачи потребительских кредитов на выплату первого взноса.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже выступила за своевременное свертывание этой программы — хотя лишь недавно было принято решение продлить ее на полгода. Скорее всего, ипотечный кризис удастся погасить в зародыше, при этом «дальневосточной» или «детской» ипотеке мало что грозит. Избыточный успех — тоже проблема, от которой возникает головокружение. Поэтому в будущем стоит лучше планировать программы поддержки, разумеется, не только ипотечные. Нужно просчитывать последствия совмещения принимаемых мер с другими действиями государства на этом же рынке, а также вторичные эффекты для экономики.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнение профи», может не совпадать с мнением редакции.
Материалы к статье