С уходом Дональда Трампа с поста президента США завершилась особая эпоха. В первую очередь, закончилось время «твиттер-дипломатии». Эти четыре года, когда президент высказывался по любым, в том числе политическим, темам напрямую в Twitter стали беспрецедентными для истории протокола Белого Дома. Активность Трампа в сервисе микроблогов даже породила новый мем — covfefe — на основе ошибки, которую он допустил в одном из постов.
Пришел конец и торговым войнам США с Китаем, Европейским Союзом, Канадой и Мексикой; международными организациями — ООН, ВОЗ, ВТО; и неожиданному сближению со страной-изгоем мирового сообщества — КНДР.
Резкое изменение тональности высказываний, радикальные миграционные реформы, изменение налогового законодательства и быстрота, с которой эти и другие неожиданные инициативы претворялись в жизнь, связывают с тем, что Трамп не был профессиональным политиком.
Политика нового президента США Джо Байдена, безусловно, будет отличаться от линии администрации Трампа, и окажет свое влияние на финансовые и фондовые рынки. Прежде всего, нужно рассмотреть основные ожидания и потенциальные угрозы, которые связывают с новой администрацией Белого дома.
От Байдена ожидают стабилизации роли США в вопросе международных отношений, снижения напряженности и степени конфронтации с другими странами, восстановления участия США в международных договорах.
Можно сказать, что этот сценарий уже начинает реализовываться. Новый президент отменил выход страны из Всемирной организации здравоохранения, подписал документ о возвращении Вашингтона в Парижское соглашение по климату, остановил строительство стены на границе с Мексикой, отменил запрет на въезд для граждан из ряда мусульманских и африканских стран.
Дальше предстоит определиться с позицией США во взаимоотношениях с Китаем и ЕС, обострившихся во время президентства Трампа.
Главной потенциальной угрозой, исходящей от администрации Байдена, называют продолжение им политики Барака Обамы, при котором он был вице-президентом. В частности, введение новых санкций, в том числе, против России и строительства «Северного потока — 2».
Также это возможное увеличение налогов для богатых американцев (с заработком выше $400 тыс. в год) и корпораций, что негативно повлияет на потенциал роста рынка.
Чтобы лучше оценить возможное влияние политики Джо Байдена на тренды фондовых индексов, проанализируем три основных направления — геополитику, социальную сферу и экономику.
Безусловно, санкционная риторика Трампа по отношению к Китаю является не его идеей в чистом виде, а отражает опасения политических и финансовых элит США из-за укрепления КНР в качестве глобального конкурента страны. Кроме того, политика сдерживания Китая назревала давно. Вероятно, что возвращение к статусу-кво невозможно и с приходом новой администрации Белого дома.
Вместе с тем, импортный потенциал Китая — весьма существенное подспорье для восстановления экономики США в наиболее пострадавших от пандемии сферах. А потребление энергоносителей в быстро восстанавливающемся Китае (это единственная крупная экономика, показавшая рост ВВП по итогам 2020 года — более 6%) — залог стабилизации в восстановлении цен на нефть.
Рентабельность нефтяной отрасли, в том числе сланцевого сегмента, очень важна для снижения безработицы, увеличения реальных доходов населения и собираемой налоговой базы. Китай же, получивший с приходом Байдена шанс перезапустить переговорный процесс и отношения с США, будет весьма сговорчивым по ключевым вопросам.
Поэтому, по моему мнению, в ближайшие 2-3 года стоит ожидать «потепления» в отношений между США и Китаем. И как следствие — стабилизации волатильности рынков.
Отношения с Европейским Союзом за годы президентства Трампа также очень изменились. Пошлины, давление по вопросам внешней политики, финансирования НАТО, защита интересов американских корпораций в Европе — все это стало основанием для разговоров о возможных шагах ЕС по снижению роли доллара в международных расчетах Союза. Это потенциально могло бы вызвать колебания валютной пары евро/доллар.
В первый срок Байдена можно ждать улучшения взаимоотношений США и ЕС. Одним из вероятных шагов в этом направлении видится миниатюрный «план Маршалла» — восстановление инвестиционной активности в Европе с помощью капитала США. В ближайшие пару лет это может придать темпы роста отставшим, по сравнению с индексами США, фондовым индексам Европы.
Ожидания обострений во взаимоотношениях США и России, по моему мнению, являются несколько преувеличенным шаблоном.
До Трампа демократическая администрация Обамы, в которую входил Байден, несмотря на жесткую риторику, не отметилась введением по-настоящему острых санкций в отношение России. Это с учетом точек напряжения по Украине, Сирии и другим вопросам. А в первый президентский срок Барака Обамы вообще была инициирована политика «перезагрузки».
Нужно понимать, что резкие заявления Байдена и демократов были, во-первых, в рамках избирательной кампании, а во-вторых, в рамках оппозиции к Трампу и республиканцам.
С учетом демократического контроля над Конгрессом и Белым Домом больше некого призывать к активным санкциям против России и осуждать за бездействие в этом вопросе — битва выиграна, и власть теперь — сами демократы.
Поэтому градус напряжения в отношениях между странами может существенно снизиться. Не удивлюсь некому процессу перезагрузки по «Северному Потоку — 2» с поправкой на возможные трения по вопросам прав человека в России и взаимоотношений правительства с оппозицией.
Здесь критика возможна, но она, вероятно, будет больше вербальной интервенцией, чем реальными действиями — все-таки межгосударственный прагматизм стоит на первом месте.
Экономическим отражением перечисленных возможных сценариев может оказаться укрепление рубля к доллару США на фоне дорожающей нефти и восстановления экономики после пандемии. Отсутствие санкций способно положительно отразиться на притоке в Россию инвестиций.
Администрация Джо Байдена будет более сосредоточена на вопросах восстановления внутренней экономики, борьбе с пандемией и ее последствиями, создании плацдарма для борьбы с республиканцами за будущие выборы.
Это создаст потенциально позитивный и менее волатильный фон на международных рынках.
Политика в социальной сфере будет связана с пандемией COVID-19 и ее последствиями. Это спровоцирует проведение медицинской реформы, увеличение дотаций на фармацевтическую отрасль. Возможен возврат к Obamacare в том или ином виде. Все это станет инвестиционными трендами 2021-2025 годов.
Рост «зеленой» энергетики и экологические инициативы Байдена пока кажутся более отдаленными перспективами. Они широко обсуждаются из-за социальной значимости данной темы и ее имиджевой составляющей, но реализация таких инвестиционных проектов, возможно, состоится не в первый президентсткий срок Байдена.
На это указывают сильное нефтяное лобби, важность восстановления отрасли, а также необходимость длительного временного отрезка для развития экологичных технологий и их дороговизна.
Конечно же, ключевая область политики новой администрации Белого дома — это экономика. И здесь становится интереснее. Ключевой фигурой финансового блока станет Джанет Йеллен — глава Минфина США, фигура довольно знаковая для американской экономики.
Джанет Йеллен — бывший председатель ФРС США, ученый-кейнсианец с монетаристским уклоном, которая рассматривает фискальную политику, низкие ставки и ликвидность как оптимальный рецепт борьбы с кризисами.
Она — сторонник активного стимулирования экономики. По ее мнению, кризис можно предотвратить лишь жестким регулированием. За время своей академической карьеры она много сил потратила на изучение последствий безработицы — во главу угла Джанет Йеллен ставит именно борьбу с ней.
Возможный рост инфляции на данном этапе не вызывает у нее опасений.
Возглавляя ФРС, Йеллен считалась «голубем» в терминологии финансовых рынков США — она была сторонником низкой ключевой ставки для стимулирования роста экономики.
Именно она сделала низкие ставки в США «новой нормой», от которой в ближайшем будущем ФРС вряд ли откажется из-за пандемии. Банковская отрасль, несмотря на низкую маржу по ставкам, будет чувствовать себя весьма комфортно, компенсируя выпадающие процентные доходы инвестиционной активностью на глобальном уровне, дешевой ликвидностью и восстановлением мирового рынка.
Второй пакет помощи гражданам США и наиболее пострадавшим отраслям в размере более $2 трлн, уже анонсированный Байденом, вероятно, станет не последним в его президенство.
Демократов не так сильно тревожит дефицит бюджета, как республиканцев. Внешний долг уже долгое время находится на комфортном уровне около 100% ВВП, да и контроль над обеими палатами Конгресса дает им возможность проводить такие инициативы.
Дополнительным бонусом может стать возможность перекредитоваться по весьма низким ставкам, уменьшив процентные выплаты.
Такие меры создадут на ближайшие годы поток дешевой ликвидности, поэтому, по аналогии с периодом после кризиса 2008 года, ожидается рост фондового рынка на волне иррационального оптимизма. Что вполне может привести к новым рекордным отметкам — 4000, 4500 и даже 5000 по S&P500.
Австрийский экономист Йозеф Шумпетер сказал, что пессимистический взгляд на любой предмет всегда кажется общественности более компетентным, чем оптимистический.
Но я рискну предположить, что в первый срок президентства Байдена (дальше пока не заглядываем) фондовый и финансовые рынки ждет «ясное небо» и устойчивый тренд роста. Возможно, с небольшими «ухабами» и отраслевыми приоритезациями, которые можно будет использовать для формирования устойчивого стратегического инвестиционного портфеля.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнение профи», может не совпадать с мнением редакции.
Материалы к статье