Метод Уоррена Баффета: инвестиции в компании с монопольным положением
Монополия — компания, которая доминирует на рынке какого-либо товара или услуги. Преимущество монопольного положения компании — контроль над ценами, экономия на издержках, серьезные позиции на рынке труда. Особенно выгодно такое положение для компаний, цены на продукцию которых слабо реагируют на изменения доходов потребителей.
В монопольном положении есть и недостатки. Продукт может выйти из моды, на смену ему прийти новые товары. Использование его могут ограничить регуляторы. Как результат — невозможность постоянно поддерживать высокие темпы роста.
В послании акционерам Berkshire Hathaway за 2017 год Баффет обозначил шесть критериев оценки объектов для инвестиций. Подходящая для включения в портфель холдинга компания должна удовлетворять всем условиям.
Это обязательно крупный бизнес, его доходы — стабильные, рентабельность собственного капитала — высокая при низком уровне долга, и для этого бизнес должен быть достаточно маржинальным; команда топ-менеджеров должна быть сильной, а сам бизнес — простым и понятным для инвестора. Главный финансовый принцип — разумная цена акций. Исходя из шести условий, можно вспомнить высказывание Баффета: нужно инвестировать в великий бизнес по разумной цене. В этом и есть экономический смысл вложений Berkshire Hathaway.
Портфель Berkshire Hathaway достаточно консервативен. В топ-5 позиций по итогам первого квартала входят Apple, Bank of America, Coca-Cola, American Express и Kraft Heinz. При этом на секторы высоких технологий и финансов приходится около 72% инвестиций холдинга.
Есть в портфеле Баффета и монополисты. Эти компании достаточно точно отражают его позицию. Ключевой вопрос для таких покупок — цена акций на момент принятия решения.
Пример монополиста, в которого инвестировал Баффет, — производитель товаров для бритья Gillette. Berkshire купила 11% бизнеса Gillette за $600 млн в 1989 году. В 2005 году Proctor&Gamble поглотил Gillette. Как результат, Berkshire Hathaway получила $5 млрд и долю в ведущем производителе потребительских продуктов.
Менее очевидное вложение Баффета с точки зрения монопольного положения — Apple (44% портфеля). На рынке смартфонов высокая конкуренция, но компания создала целую «яблочную» экосистему вокруг своих продуктов. Баффет долго избегал технологичных акций, так как считал бизнес таких компаний непонятным. В 2016 году легендарный инвестор стал скупать акции Apple. С тех пор бумаги выросли более чем на 400%, а компания стала крупнейшей в мире по рыночной капитализации.
В начале XX века монополий было достаточно много. Позже выросла конкуренция, компании диверсифицировали бизнес. Таким образом, среди компаний высокой капитализации ярко выраженных монополистов сейчас нет.
Среди компаний-монополистов, присутствующих на американском рынке акций, можно выделить Churchill Downs, Las Vegas Sands, Wolwerine World Wide, Service Corp. Эти бизнесы занимают узкие ниши.
Churchill Downs (прирост более 90% за год) — организатор скачек, владелец казино и соответствующих онлайн-сервисов с капитализацией $7,49 млрд.
Service Corp. International (прирост более 40%; $9,1 млрд) работает в сфере ритуальных услуг, владеет почти 2 тыс. точек оказания таких сервисов в 43 штатах и восьми канадских провинциях.
Las Vegas Sands (прирост более 20%; $42,8 млрд) — владелец сети казино в США, Макао и Сингапуре.
Какие компании займут монопольное положение на рынке в следующие 15–20 лет — предсказать достаточно сложно. Конкуренция во многих индустриях нарастает. Развиваются новые технологии.
Самый простой пример некорректного прогноза такого рода — Netflix. Еще три года назад компания, по сути, была монополистом на рынке стриминговых услуг. Сейчас ей на пятки наступают Amazon Prime, Disney+, Hulu.
Скорее всего, монополистов будущего можно найти в сегментах высоких технологий, диджитал-услуг и биотехнологий. В этих сегментах на смену одним компаниям приходят другие, однако уже сейчас можно выделить три интересные компании.
Amazon. Интернет-гигант столкнулся с конкуренцией со стороны традиционных ретейлеров, вышедших на рынок аналогичных услуг. При этом он доминирует на территории США, снижая тем самым издержки на логистику. Монополистическое положение Amazon на международной арене в будущем маловероятно. Например, в Азии более популярна Alibaba. Медианный прогноз прироста прибыли на акцию (EPS) на пять лет — в среднем 38,4% в год (данные Refinitiv).
Zoom Video Communications — организатор видеоконференций, который «выстрелил» в период пандемии коронавируса. За период кризиса акции Zoom взлетели в четыре раза, что не помешало им позже значительно скорректироваться. Мультипликатор P/E (капитализация/прибыль) Zoom имеет высокий показатель 137. При этом медианный прогноз прироста прибыли на акцию на пять лет по группе сопоставимых компаний составляет 28,5% годовых.
Tesla — здесь стоит отметить не производство электрокаров, а сегмент литиевых аккумуляторов. В 2015 году было создано направление Energy Generation and Storage. Первым появилось производство в Неваде. Идет работа еще над двумя производственными мощностями. В 2020 году была разработана партнерская схема с Panasonic. Есть риск, что в будущем другие производители электромобилей откажутся закупать аккумуляторы Tesla. Однако масштабное производство позволит сделать батареи более дешевыми. Еще один перспективный сегмент — аккумуляторы для умных домов. Медианный прогноз прироста прибыли на акцию (EPS) на пять лет — в среднем 44,5% в год.
Компании-монополисты могут быть интересны для включения в инвестиционный портфель. Стоит оценивать долгосрочные перспективы бизнеса. Особое внимание заслуживают вложения в современные тренды. Тут легче определить потенциальные монополии. Небольшие инновационные предприятия анализировать в этом плане сложнее, так как редкие технологии могут вымирать, а конкуренция — расти.
Покупая бумаги, стоит обратить внимание на финансовые показатели (рентабельность капитала и продаж, уровень долговой нагрузки), кредитные рейтинги, мультипликаторы, оценить прогнозы по доходам. Не менее важна тщательная оценка ситуации в индустрии — спроса на продукт, темпов роста сегмента, возможных конкурентов.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнение профи», может не совпадать с мнением редакции.
Материалы к статье