«Беспрецедентная ситуация». Какие риски несут держатели бондов «Роснано»
В пятницу, 19 ноября, на Московской бирже в 17:08 мск были приостановлены торги облигациями корпорации «Роснано», которая на 100% принадлежит государству. «Роснано» в тот же день опубликовала сообщение, в котором признала, что «накопленный непропорциональный долг и текущая финансовая модель требуют корректировок».
Представитель Мосбиржи сказал РБК, что площадка планирует возобновить торги ценными бумагами с понедельника. По его словам, они были приостановлены по предписанию Банка России, а сейчас биржа готовит запрос в компанию, чтобы понять ее планы по обслуживанию долга: «По результатам обращения и анализа другой информации по эмитенту биржа будет принимать решение о статусе листинга выпущенных облигаций компании».
Суммарный объем выпусков, по которым были приостановлены торги, составил ₽71,58 млрд. Ближайшие выплаты купонов должны быть сделаны компанией в декабре по пяти выпускам. По состоянию на начало 2021 года облигационный долг на 75% был обеспечен гарантиями Минфина, но они распространяются только на погашение по номиналу, у купонных выплат госгарантий нет.
Из данных Московской биржи следует, что некоторые выпуски «Роснано» торговались с доходностью 9,7–9,8%. Для сравнения, ключевая ставка Центрального банка сейчас составляет 7,5%, то есть премия по этим бондам составляла более 2 процентных пунктов.
«Положительный момент этой ситуации — теперь мы узнаем гораздо больше о степени риска квазисуверенных заемщиков и сможем просить за этот риск (каким бы он в итоге ни был) более точную премию, чем раньше», — отмечают аналитики управляющей компании «Доход».
«РБК Инвестиции» обсудили с экспертами, что грозит держателям бондов «Роснано», а также как возможный дефолт может отразиться на суверенном долге (ОФЗ) и других квазисуверенных эмитентах, то есть компаниях, обязательства которых лягут на государство в случае возникновения финансовых сложностей.
Сценарии развития ситуации — реструктуризация или дефолт?
Информации пока крайне мало, чтобы делать какие-либо выводы, сказал «РБК Инвестициям» главный управляющий УК «Атон-менеджмент» Константин Святный.
«Эмитент предпринял усилия — приостановил торги, чтобы инвесторы не понесли чрезмерных потерь вследствие первоначальных эмоциональных реакций, которые наверняка могли бы быть в такой ситуации. Это дает основания надеяться, что ситуация под контролем, по крайней мере пока. Но ситуация сама по себе беспрецедентна, и иллюзий быть не должно — в зависимости от конкретного выпуска инвесторам, вероятно, будут предложены варианты реструктуризации или изменения параметров обращающихся на рынке выпусков облигаций. Дефолт пока существенно менее вероятен, чем реструктуризация», — считает эксперт.
Главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин считает, что это неприятная новость для тех, кто покупал бонды, полагаясь на господдержку квазисуверенного заемщика: «Информация, размещенная на сайте «Роснано», исключает двойственную трактовку. Само начало этих переговоров говорит нам совершенно четко о том, что момент фиксации дефолта — это вопрос времени, техническое событие».
Управляющий директор фонда CARF, независимый директор Cresco Finance Андрей Сырчин придерживается прямо противоположного мнения, то есть уверен в том, что наиболее вероятным вариантом развития событий станет реструктуризация задолженности «Роснано»: «В целом долг не такой большой (менее ₽100 млрд), и для рынка в целом он не имеет существенного значения сам по себе. Сейчас «дешевле» было бы решить вопрос покрытием гарантий либо реструктуризацией текущей задолженности. Тем более у ВЭБа, который является управляющим «Роснано», есть ресурсы оперативно покрыть долг».
В официальном телеграм-канале управляющей компании «Доход» указано, что дефолт маловероятен, потому что в этом случае возникнут сложности с привлечением долга у таких госкорпораций, как ВЭБ и ГТЛК. Базовым сценарием аналитики также называют реструктуризацию.
Как возможный дефолт «Роснано» скажется на российском долговом рынке и ОФЗ
По словам Надоршина, при дефолте «Роснано» основной риск ляжет на бумаги квазигосударственного сектора, в то время как суверенный долг — облигации федерального займа (ОФЗ) — в первую очередь зависит от динамики ключевой ставки Банка России.
«Для непосредственно федерального бюджета это краткосрочно неплохо, и на его долг должно влиять расширение спредов между квазисуверенными облигациями и ОФЗ. Риск квазисуверенов сейчас, скорее, кажется недооцененным, но он, похоже, выше. На ОФЗ это может повлиять в сторону даже небольшого снижения доходности, для квазисуверенов сначала может быть умеренный рост доходности, а далее возможно более заметное увеличение в зависимости от того, как будет развиваться ситуация с «Роснано», — подвел итог эксперт.
Волатильность на рынке долга кратковременно может вырасти, отмечает Константин Святный. «Но долгосрочный эффект будет небольшим и зависит от кредитного качества отдельно взятого эмитента. Фундаментальная устойчивость экономики России на высоком уровне, и на доходности госбумаг проблемы одного эмитента не окажут существенного влияния», — заключил эксперт.
В случае объявления дефолта «Роснано» рынок может получить плохой прецедент — из-за него у инвесторов в облигации, не покрытые госгарантиями (а таких достаточно много у госкорпораций, различных муниципалитетов и окологосударственных компаний), может возникнуть желание избавиться от них, говорит Сырчин.
«При таком варианте развития событий коррекция может произойти по облигациям того же ВЭБ, РЖД и других компаний с госучастием или считающихся «окологосударственными». Гипотетический дефолт «Роснано» может привести к росту премии на 2% годовых по облигациям госкорпораций, особенно по тем бумагам, компании которых имеют большие долги и сложности со свободным денежным потоком. Рынок будет более жестко их оценивать. Во избежание «эффекта домино», уверен, государство постарается не допустить такого сценария», — добавил эксперт.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Материалы к статье