Ставка ФРС выросла до 4,5%. Сможет ли рынок США избежать рецессии?
Федеральная резервная система США повысила ключевую ставку (federal funds rate) на 50 базисных пунктов — с 3,75–4% до 4,25-4,5% по итогам двухдневного заседания 13–14 декабря, говорится в пресс-релизе Федерального комитета по открытым рынкам (FOMC). Это максимальный уровень ставки в США с октября 2007 года.
Регулятор также планово продал долговые бумаги на сумму $95 млрд: $60 млрд казначейских и $35 млрд ипотечных облигаций. В прошлом месяце Федрезерв также продал долговые бумаги на аналогичную сумму.
По медианному прогнозу участников заседания, к концу 2023 года ставка будет на уровне 5,1% (предыдущий прогноз — 4,6%), а затем снизится до 4,1% в 2024 году, это также более высокий уровень, чем указывалось ранее (3,9%).
Основные американские фондовые индексы отреагировали на решение ФРС негативно. В частности, инвесторам не понравились ожидания того, что ставка останется на высоких уровнях продолжительное время. Однако во время выступления Пауэлла котировки приостановили падение и даже несколько отскочили.
На 23:10 мск американские фондовые индексы показывали следующую динамику:
- индекс Dow Jones снижается на 0,251%, до 34 023,26 пункта;
- индекс S&P 500 снижается на 0,07%, до 4016,77 пункта;
- индекс NASDAQ Composite снижается на 0,21%, до 11 233,72 пункта.
Заявление FOMC практически не изменилось с ноябрьского заседания. В FOMC снова дали понять, что продолжат поднимать ставку, чтобы достичь целевого уровня инфляции в 2%, формулировки остались те же, что и на ноябрьском заседании.
«Комитет ожидает, что продолжающееся увеличение целевого диапазона будет целесообразным для достижения такой позиции денежно-кредитной политики, которая будет достаточно ограничительной, чтобы со временем вернуть инфляцию к 2%», — говорится в релизе.
Однако на пресс-конференции председатель ФРС Джером Пауэлл заявил: «Мы думаем, что, двигаясь так быстро, целесообразно перейти к более медленным темпам повышения ставок, что позволит нам лучше сбалансировать риски». В то же время он отметил, что величина повышения ставки на заседании в феврале будет зависеть от поступающих данных.
В отношении потенциального разворота политики ФРС Джером Пауэлл сказал: «Я не думаю, что мы рассматриваем возможность снижения ставок до тех пор, пока не будем уверены в устойчивом снижении инфляции».
В настоящий момент рынок ожидает, что на заседании в феврале ФРС поднимет ставку на 25 б.п. Согласно инструменту FedWatch, который рассчитывает биржа CME на основании фьючерсов на ставку, такая вероятность составляет 62,7%.
Ориентиром для политики американского регулятора служат макроэкономические показатели, прежде всего — темпы роста индекса потребительских цен. В ноябре потребительские цены в США (CPI) выросли в годовом исчислении на 7,1%, хотя аналитики ожидали рост на 7,3%. Базовая инфляция без учета цен на продукты питания и энергоносители в прошлом месяце составила 6%, по данным Министерства труда США.
В июне годовая инфляция в США выросла на 9,1% в годовом выражении, хотя аналитики прогнозировали 8,8%. Это стало рекордом с ноября 1981 года. Базовая инфляция, то есть без учета роста цен на продукты и энергоносители, составила 5,9%. Эксперты прогнозировали, что она замедлится до 5,7%.
Сама тенденция к торможению инфляции в США сформировалась еще в начале осени, что обусловлено двумя факторами: во-первых, исчерпанием влияния на денежное предложение сильных вливаний ликвидности в экономику во время коронакризиса, во-вторых — нормализацией ситуации с логистикой (доступности проводных объемов и цен на перевозку) и ценами на нефть, пояснил начальник отдела экономического и отраслевого анализа ПСБ Евгений Локтюхов.
ФРС запустила программу выкупа активов QE (quantitative easing — «количественное смягчение») в начале пандемии — в марте 2020 года. Одновременно была снижена ключевая ставка до 0–0,25%. Эти действия обеспечивали приток ликвидности на рынок.
В ноябре уровень безработицы в США составил 3,7% второй месяц подряд, число безработных также не изменилось и составило 6 млн человек, согласно данным Министерства труда страны.
К замедлению темпа роста ставки рынок был готов. По состоянию на 13 декабря вероятность повышения ключевой ставки ФРС на 25–50 базисных пунктов рынок оценивал в 72,3%, тогда как только 27,7% вероятности приходилось на более жесткое повышение на 50–75 базисных пунктов, по данным FedWatch.
Также о смягчении риторики говорили протоколы с предыдущего заседания ФРС по ставкам, которое состоялось 1–2 ноября. Члены ФРС указали, что считают разумным в дальнейшем замедлить темпы роста ставок, чтобы снизить риск рецессии. Это также позволит регулятору оценить прогресс по стимулированию максимальной занятости и стабильности цен. «Голубиный» сигнал в протоколе поддержал надежды на то, что в декабре ставки будут подняты на 50 б.п., писал Bloomberg.
Председатель ФРС Джером Пауэлл также заявлял в ноябре, что регулятор видит некоторые признаки снижения инфляции в стоимости товаров и жилья, но ограниченный рынок труда остается проблемой для контроля над ценами. Пауэлл подчеркивал, что чиновникам имеет смысл «умерить темпы» повышения ставки на заседании в середине декабря. Ожидается, что базовая ставка центрального банка превысит 5% перед тем, как ФРС прекратит повышение ставки в 2023 году — такие прогнозы приводят Bloomberg и The Washington Post.
На ноябрьском заседании чиновники ФРС впервые с начала цикла повышения ставок в марте предупредили, что вероятность наступления рецессии в США возросла почти до 50%. Институт управления поставками (ISM) сообщил, что в ноябре производственная активность сократилась впервые за полтора-два года. Экономисты также отметили, что средневзвешенное значение индексов PMI для сферы услуг и производства соответствует темпам экономического роста на 2% в годовом исчислении против 2,9% в третьем квартале.
На сколько вырастет ставка ФРС?
После публикации пресс-релиза FOMC на рынках укрепились ожидания того, что ФРС замедлит дальнейшее ужесточение монетарной политики. Так, инструмент FedWatch, который рассчитывает биржа CME на основании фьючерсов на ставку ФРС, показал, что рынок ожидает по итогу заседания в феврале 2023 года повышения ставки до 4,5–4,75% с вероятностью в 62%, тогда как до последней пресс-конференции вероятность такого решения составляла только 58,1%.
Вероятность того, что ФРС смягчит кредитно-денежную политику на предстоящих заседаниях, невелика, но возможна приостановка повышения fed funds rate весной 2023 года, ожидает начальник отдела аналитики и продвижения «БКС Мир инвестиций» Оксана Холоденко. «Пока максимальный потенциал ключевой ставки — 5–5,25%», — добавила она.
Рынок труда слишком силен, чтобы говорить о полной остановке жесткой денежно-кредитной политики, и рост зарплат около 5% год к году не соотносится с инфляционным таргетом ФРС, отметил старший аналитик Freedom Finance Global Михаил Денисламов.
«ФРС может повысить ставку на 50 б.п. в начале февраля и на 25 б.п. в конце марта, до конечного уровня в 5,25% в начале 2023 года, чтобы в значительной мере охладить напряженный рынок труда и замедлить темп роста зарплат, а к концу года ждем снижения ставки до 4,75%, то есть на 50 б.п.», — отметил Денисламов. По его словам, смягчение монетарной политики в конце 2023 года будет обусловлено ростом безработицы до 4,9%, а также снижением инфляции по базовому индексу PCE до 3,3% к четвертому кварталу 2023 года против 5% на данный момент.
«Последние месяцы темпы роста потребительских цен действительно снижаются чуть быстрее, чем ожидаем мы. Но этого пока недостаточно, чтобы уверенно говорить о скором возврате к целевому для Федрезерва уровню в 2%. Поэтому более мягкое решение сейчас выглядит маловероятным — это перспектива последующих заседаний», — предупредил начальник отдела экономического и отраслевого анализа ПСБ Евгений Локтюхов.
Возросшие экономические риски, однако, указывают на то, что логично снизить темпы ужесточения монетарной политики: по словам эксперта Промсвязьбанка, ФРС уже на следующем, февральском заседании может перейти к повышению всего на 25 б.п. и в дальнейшем поставить ужесточение на паузу, если ситуация в американской экономике и на рынках продолжит ухудшаться, а инфляция — тормозить.
«Я жду, что ФРС остановится на диапазоне 4,75–5%. Ставки выше 4,5% будут носить уже тот самый запретительный характер, к которому стремится ФРС для скорейшего возврата к целевым показателям инфляции», — добавил Локтюхов. Он также допустил, что регулятору придется еще до лета приостановить сокращение своего баланса для сохранения стабильности финансовых рынков.
Ждет ли экономику США рецессия?
Эксперт ПСБ Евгений Локтюхов считает рецессию в американской экономике высоковероятной, но также ждет недлительного и неглубокого спада: «Рецессия в США выглядит необходимой — требуется охладить избыточный спрос и адаптировать ожидания бизнеса к более низким траекториям роста, тем самым снизив среднесрочные риски. Что в целом сейчас постепенно уже и происходит в ряде сегментов, от рынка жилья до IT-отрасли».
Рецессия в американской экономике может наступить в течение года, но без шоковых ситуаций она будет неглубокой, подтверждает начальник отдела аналитики и продвижения «БКС Мир инвестиций» Оксана Холоденко, отмечая сохранение среднесрочного нисходящего тренда.
«Вероятность рецессии оцениваем как высокую. Если более точно, то мы закладываем в базовый сценарий «умеренную рецессию», то есть стагнацию экономики в первом квартале 2023 года, легкий и непродолжительный спад экономической активности во втором квартале 2023 года с последующим плавным восстановлением во второй половине года. По итогам всего 2023 года рост ВВП может составить 0,3%», — прогнозирует Денисламов.
Как это повлияет на рынки?
«Дальнейшее повышение ставки ФРС может способствовать выходу из рисковых активов. Этот процесс может произойти за два-три месяца до достижения пикового значения по ключевой ставке ФРС», — считает Оксана Холоденко. По ее словам, ожидания по приостановке повышения могут поддержать мировые рынки акций.
«Мы ждем падения американских акций в первом полугодии 2023 года и видим риск обновления минимумов 2022 года. Наша цель по S&P 500 на конец 2023 года — 3750 пунктов. Изменения в монетарной политике отойдут на второй план, а на первый план выйдут рецессионные опасения и все еще чрезмерно оптимистичные оценки по прибыли на акцию (EPS) на 2023 год. Ждем снижения EPS на 3,3% год к году против текущих ожиданий инвестсообщества по росту на 5,5%», — предупредил старший аналитик Freedom Finance Global Михаил Денисламов.
Хотя исторически российский рынок движется в фарватере мировых тенденций, сейчас из-за санкционного давления российские инструменты подвергаются меньшему давлению глобальных трендов, считает начальник отдела экономического и отраслевого анализа ПСБ Евгений Локтюхов.
«Основным внешним триггером для российских финансовых рынков сейчас становится состояние товарных рынков. Мы не ждем драматического снижения нефтяных котировок, как и цен на металлы, поэтому влияние повышения ставок в долларах и евро, как и всплесков волатильности на мировых рынках, на наш рынок будет умеренным. Глобальный рыночный негатив уже в значительной степени «в цене», — добавил эксперт ПСБ.
Материалы к статье